Главная arrow Крымчаки Расстрелянный народ arrow История Крыма. Крымчаки пещерных городов Чуфут-Кале и Мангупа
20.04.2024 г.
 
 
Главное меню
Главная
О проекте
Статьи, очерки, рассказы
Новости
Советы туристам
Книги Марка Агатова
Рецензии, интервью
Крымчаки Расстрелянный народ
Фоторепортажи
Российские журналисты в Крыму
Коридоры власти
Контакты
odnaknopka.ru/kolyan.cz
Реклама
Лента комментариев
no comments
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
История Крыма. Крымчаки пещерных городов Чуфут-Кале и Мангупа Печать E-mail
Статья из журнала "Кърымчахлар" № 4. ГУРДЖИ ИЛИ АШКЕНАЗИ, или Крымчаки в городе Чуфут-Кале
Пещерный городУченые до сих пор только с некоторой осторожностью могли предполагать, что на территории «пещерных городов» Чуфут-Кале и Мангуп  проживали не только караимы, но и крымчаки. Не вызывает никакого сомнения, что именно караимы составляли большинство населения этих  городов в XVII-XVIII вв. Тем не менее не вызывает также никакого сомнения, что наряду с караимами в Чуфут-Кале и Мангупе в это время  также проживали разрозненные семьи крымских иудеев-раввинистов, позднее ставших называться крымчаками. О пребывании крымчаков на  Мангупе достаточно однозначно свидетельствует крымчакская фамилия Мангупли (т.е. «выходец из Мангупа»), а также наличие там пещеры,  по-видимому, использовавшейся в качестве миквы (т. е. бани для ритуального омовения; как известно, миква не входит в культовую обрядность  караимов).  О пребывании иудеев-раввинистов в Чуфут-Кале свидетельствует несколько надгробий на кладбище в Иосафатовой долине. Так, в  1669 г. там был похоронен Йосеф бен Моше Меворах, о котором сам Авраам Фиркович писал, что «он был из крымских раввинистов, учитель  Пятикнижия (меламед Тора) в Кале».  Интересно, что раввинист Йосеф Меворах, таким образом, преподавал религиозный закон караимам  Чуфут-Кале. Таковы вкратце практически все сведения о крымчаках в Чуфут-Кале и Мангупе, которые можно извлечь из доступных на  настоящий момент источников эпиграфического, ономастического и археологического характера (несомненно, что дополнительные сведения об  этом будут получены после полной каталогизации надгробных памятников в Иосафатовой долине).
 
Тем не менее только сейчас нами были обнаружены письменные источники, которые однозначно свидетельствуют о проживании крымчаков  на Чуфут-Кале. Особенно интересно, что данные источники происходят из собрания известнейшего караимского деятеля, гахама (или гахана,  как он сам себя называл) Серая Шапшала. В личном фонде Шапшала, среди прочего, хранятся письма коллекционера караимских рукописей Б.  Я. Кокеная (рукописный отдел библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф.143, д.1519, д.375). В двух из них, в списке обитателей Чуфут-Кале,  основываясь на хранившихся у него актовых метрических книгах Исаака бен Соломона конца XVIII – начала XIX века, Кокенай приводит  сведения о проживании там крымчаков. Так, в частности он сообщает, что 1793 г. в общине Чуфут-Кале проживал Моше Ашкенази,  выступавший там в роли свидетеля (во время свадьбы или в каком-то юридическом процессе). В том же 1793 г. на территории Чуфут-Кале был  рожден и прошел обряд обрезания Йешуа Ашкенази, сын проживавшего там же Давида Ашкенази. В том же году упоминается другой сын  Давида, Элияу Ашкенази. В 1809 г. документы пишут о свадьбе между Йаковом Пашá и девицей Малкой, дочкой Авраама Кефели-Гурджи.  Фамилия Гурджи (т.е. «выходец из Грузии») является типично крымчакской фамилией, в то время как Кефели («выходец из Кафы – Феодосии»)  – типично караимской. Сам Кокенай с некоторой осторожностью указывает на то, что эта фамилия принадлежала крымчаку (рукописный отдел  библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф.143, д.1519, л. 18; д.375, л.45-46).

Почему же эти крымчакские семейства проживали на территории Чуфут-Кале, на тот момент фактически полностью принадлежавшего  караимам? С одной стороны, они могли там проживать по вполне банальной причине, а именно вследствие того, что Чуфут-Кале находился  поблизости от крупного торгового центра – Бахчисарая. Сам Б. Я. Кокенай тем не менее предположил, что эти семьи состояли из «крымчаков,  принявших караимство». В подтверждение своей гипотезы он сообщает о том, что видел у Т. С. Леви-Бобовича, караимского газзана в  Севастополе (позднее в Каире), копию письма, написанного неким крымчаком, жившим в Чуфут-Кале в начале XIX в. В своем письме этот  крымчак просит евпаторийскую караимскую общину о материальной помощи, т.к. караимская община Чуфут-Кале ждет в этом деле указания из  Евпатории, а также чтобы его бывшие единоверцы-крымчаки, от которых он ушел к караимам, не радовались бы, видя его бедственное  положение (рукописный отдел библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф.143, д.375, л. 46 об.).

Несмотря на то, что вопрос о конфессиональной принадлежности крымчакских семейств, проживавших на Чуфут-Кале, все еще продолжает  быть открытым, приведенные выше документы не оставляют никаких сомнений, что на Чуфут-Кале, как минимум с конца XVIII по начало XIX  века, проживало несколько семейств с типичными крымчакскими фамилиями. Остается надеяться, что дальнейшие архивные исследования  позволят нам найти дополнительные сведения по этому вопросу. В случае, если у кого-нибудь из современных крымчаков сохранились  семейные предания, повествующие о проживании их предков на Чуфут-Кале или Мангупе, автор этой заметки настоятельно просит послать их  в редакцию альманаха «Кърымчахлар».
 
Пещерный город 
 
Михаил Кизилов,
доктор исторических наук,
Мертон колледж (Оксфорд).

Рисунок: "Кърымчахларъ" №4

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.25 Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
« Пред.   След. »
Нравится
     
 
© Agatov.com - сайт Марка Агатова, 2007-2013
При использовании материалов
указание источника и гиперссылка на http://www.agatov.com/ обязательны

Rambler's Top100