Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Коммунист Крыма" N 43 (599) 26 октября 2004 года

Крымские татары: возможен ли конфликт на полуострове?

ПОЛЯНСКИЙ Алексей Иванович,

старший научный сотрудник Центра СНГ Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, кандидат исторических наук.

Массовое возвращение татар в Крым из Средней Азии, начавшееся в конце 80-х годов и с различной степенью интенсивности продолжающееся до настоящего времени, положило начало процессам, нацеленным на создание на юге Украины мощного мусульманского анклава с реальной перспективой возникновения в будущем на территории Крымского полуострова крымско-татарского национального исламского государства. Как показал опыт последних лет, именно крымско-татарская проблема, весьма болезненная для Украины, в первую очередь чревата возникновением конфликтов в данном регионе.

Крымско-татарское национальное движение, учитывая всю его неоднородность, можно рассматривать в рамках деятельности созданной летом 1988 года Организации крымско-татарского национального движения (ОКНД) и образованного в 1991 году меджлиса - представительного органа крымских татар.

2 марта 1996 г. в Симферополе состоялся 5-й съезд ОКНД. Среди Первоначальных задач, поставленных на съезде перед движением, значатся следующие:

- руководствуясь правом крымско-татарского народа на самоопределение, в силу которого он может свободно определять свой политический статус, ОКНД необходимо активизировать деятельность, направленную на признание Украиной и мировым сообществом статуса крымскотатарского народа как право субъекта и правопреемника национальной государственности Крыма;

- руководствуясь международным правом нации на самоопределение, ОКНД необходимо добиваться преобразования искусственно созданной административно-территориальной автономии в национально-территориальную, т.к. крымско-татарский народ является правопреемником национальной государственности в Крыму. Еще более четко эта задача сформулирована в уставе близкой по духу меджлису и ОКНД крымско-татарской националистической партии "Адалет", конечная цель которой - "построение в Крыму национального государства, на основании реализации крымско-татарским народом его неотъемлемого права на самоопределение".

Когда Украина взяла курс на изоляцию от России, и в Крыму, где свыше 80% населения считают себя русскими, зародилось пророссийское движение, администрация Кравчука решила ускорить возвращение на полуостров крымских татар, начатое еще при Горбачеве. Татары были нужны Киеву как активный этнический союзник в борьбе с русским большинством населения автономии. И тактической цели киевские власти достигли -татарские лидеры, ненавидевшие Москву, оказались очень хорошими союзниками и эффективно противостояли в Крыму русским. Меджлис, правда, намекал время от времени на то, что в качестве ответной услуги рано или поздно потребует для Крыма статуса татарской автономии, но Киев делал вид, что намеков не понимает. Пока в Крыму существовала угроза русского сепаратизма, которая и сейчас окончательно не снята, татарам прямо не отказывали.

Следует отметить, что, разыгрывая в Крыму крымско-татарскую карту, официальный Киев сделал много для того, чтобы привлечь на свою сторону симпатии татарского населения полуострова. Украинское руководство не препятствовало созданию военизированных формирований крымских татар под предлогом защиты от имевших место в 1992 г. погромов, не вмешивалось в деятельность меджлиса, позволяя ему развивать международные связи.

Однако, несмотря на это, крымско-татарское население не удовлетворено своим положением на полуострове, что создает дополнительные предпосылки для требований по созданию собственной национальной автономии. В основе этого лежат как политические, так и экономические факторы.

По словам председателя меджлиса Мустафы Джемилева, за период с 1992 г. Украина выделила татарам около 430 млн. долларов США, и, если хотя бы половина из них дошла по назначению, многие проблемы возвращающихся из депортации жителей были бы уже решены.

Куда же девалась такая колоссальная сумма? В августе 1996 г. выяснилось, что 450 тысяч долларов, выделенных депортированным из бюджета, крутятся в Имдат-банке, а до рядовых татар не доходят. Далее, как пишет "Независимая газета", стало известно, что треть имущества банка принадлежит фонду "Крым", президентом которого является сам Мустафа Джемилев. Попытки некоторых членов меджлиса установить контроль над движением выделенных из бюджета средств натолкнулись на противодействия со стороны Джемилева.

Неоднозначно оцениваются крымско-татарскими лидерами их отношения с Киевом. Одни считают, что Украина не в состоянии в одиночку исправить ошибки советского руководства, не имея достаточных средств на обустройство крымских татар. Другие уверены в том, что татары серьезно ошиблись, понадеявшись на Киев, который не только не дает денег на нужды репатриантов, но и оставляет у себя часть средств, выделяемых на эти цели международными фондами.

Тем не менее за последнее время отношения между крымско-татарскими лидерами и украинским руководством не только охладели, но и подошли к грани конфронтации. Особенно они обострились в марте 1998 г., накануне выборов в Верховную Раду Украины. Незадолго до этого, в конце декабря 1997 г., в Симферополе прошел внеочередной курултай (съезд) крымско-татарского народа. На курултае выступил специально приглашенный крымско-татарским руководством председатель Народного Руха Украины Вячеслав Чорновил, который заявил, что в случае прихода его партии к власти будут урезаны полномочия Республики Крым, которые представляются ему чрезмерными. Он также пообещал бороться против создания на полуострове русской национальной автономии и всячески способствовать восстановлению прав крымско-татарского народа, однако по вопросу национальной автономии татар в Крыму, как отметил Чорновил, Рух еще не определился. Было принято решение о совместном участии Руха и меджлиса в парламентских выборах на Украине. В партийный список Руха в Верховную Раду было внесено два крымских татарина: Джемилев и депутат ВС Крыма Надир Бекиров. Первому это давало практически стопроцентный шанс стать депутатом Верховной Рады, что и случилось в дальнейшем.

Этим самым меджлис продемонстрировал, что находится в оппозиции правительству Украины, поскольку начал блокироваться с одной из ведущих оппозиционных партий, и стало очевидно, что его союз с Рухом основан не только на общих с ним антироссийских настроениях, но и на противоречиях с официальным Киевом. Однако некоторые компетентные источники рассматривают сближение меджлиса с Рухом как временное. Руху сейчас нужны голоса избирателей из числа крымских татар, а меджлису — его поддержка в Верховной Раде. Их отношения будут охлаждаться по мере дальнейшего выдвижения меджлисом сепаратистских требований: Рух, партия украинских националистов, не захочет терять поддержку своих сторонников из-за союза с выступающими за раскол Украины силами.

По оценке ряда аналитиков, мартовские события в Симферополе можно рассматривать лишь как прелюдию к серьезной конфронтации меджлиса с украинским руководством. Лидеры меджлиса не отказались от своих требований по созданию национальной автономии в Крыму. Крымские татары представляют собой хорошо организованную силу, способную противостоять местным и центральным властям. Они сплочены и имеют многолетний опыт борьбы за свои права.. На территории Крыма меджлисом создана жесткая вертикаль власти: меджлис -районные меджлисы - поселковые меджлисы. Такая организация позволяет ему беспрепятственно проводить свою политическую линию и максимально четко осуществлять руководство на местах. Фактически на сегодняшний день меджлис - параллельное правительство в Крыму, правительство для крымских татар со всеми необходимыми подразделениями. Обособлению крымско-татарского социума способствует и создание многочисленных собственных ассоциаций по профессиональному и иному признаку: работников народного образования, врачей, офицеров, ветеранов, женщин и прочие.

Серьезную силу представляют созданные при попустительстве украинских властей так называемые отряды самообороны. Боевики проходят подготовку под руководством турецких, иорданских и чеченских инструкторов, военизированные формирования располагают складами с оружием и боеприпасами. По некоторым оценкам, в случае необходимости меджлис в кратчайшие сроки может поставить под ружье около 15 тысяч хорошо оснащенных и обученных боевиков.

Правительство Украины не только не препятствовало, но и в какой-то степени поощряло связи крымских татар с чеченскими сепаратистами. Это способствовало усилению антироссийских настроений среди татарского населения в Крыму, необходимых для сдерживания с его помощью русского сепаратизма на полуострове. Но официальный Киев не мог предположить, что эти отношения зайдут слишком далеко и чеченский фактор станет угрозой территориальной целостности Украины.

Мустафа Джемилев не скрывает своих дружеских отношений с Чечней. Члены ОКНД воевали добровольцами в Чечне, раненые чеченские боевики восстанавливали здоровье в Крыму, а сейчас чеченцы способствуют организации военизированных подразделений крымских татар. В дальнейшем нельзя исключать, что чеченский прецедент может стать стимулятором активных действий крымских татар по созданию собственной автономии в Крыму под эгидой ислама. Чеченское руководство заинтересовано в том, чтобы мусульманские анклавы создавались не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, поскольку вынашивает планы возглавить процесс мусульманского сепаратизма как на Северном Кавказе, так и в регионах европейской части бывшего СССР, где компактно проживает исповедующее ислам население.

У чеченцев и крымских татар много общих точек соприкосновения. Их роднит ислам, близость культур. Эти народы относятся к числу "репрессированных", поскольку примерно в одно и то же время были высланы из своей родины и понесли значительные потери. Обе нации считают виновниками своих бед советское, а потом и российское. руководство. Однако национальные структуры крымских татар были сильно размыты. Татары в ссылке, в отличие от других "репрессированных" народов, в частности тех же чеченцев, перемешались с тюркоязычными крымскими цыганами-мусульманами, с узбеками и таджиками. Поэтому в настоящее время у крымских татар нет каких-либо жестких родовых и клановых структур и вполне возможно перенесение на крымскую почву мусульманских институтов из Чечни. Следует напомнить, что в XII-XVII веках крымские шейхи и улемы сыграли немаловажную роль в исламизации Северного Кавказа. Теперь возможен и обратный процесс.

В силу вышеупомянутых обстоятельств, до последнего времени крымских татар в общей массе нельзя было причислить к стойким приверженцам ислама. До их переселения в Крыму фактически не было действующих мечетей, исламских учебных заведений и служителей культа. Выросшее в ссылке поколение крымских татар состояло преимущественно из атеистов, которые были плохо знакомы с традициями ислама и не соблюдали их. Однако в последние два-три года наблюдается активизация исламского фактора в жизни Крыма. До этого лидеры крымских татар старательно обходили исламскую тематику, видимо, опасаясь обвинений в фундаментализме. Теперь, судя по всему, фундаментализм взят крымско-татарскими руководителями на вооружение. Исламизация крымско-татарского движения дает возможность привлечь к нему не только внимание, но и помощь влиятельных мусульманских кругов таких стран, как Саудовская Аравия, Турция, Пакистан, Иран, Иордания. Немалую роль в этом играет и чеченский прецедент, когда сепаратистское движение в Чечне добилось успехов, ведя борьбу под лозунгами ислама и получая постоянную поддержку внешних мусульманских сил.

Среди приверженцев исламского фундаментализма в Крыму много молодежи. Сотни молодых крымских татар проходят подготовку в исламских учебных заведениях как на территории автономии, так и за рубежом. В Крым приезжает из исламских государств много религиозных миссионеров, распространяется исламская литература фундаменталистской направленности. Поэтому нельзя исключать, что через какой-то период на полуострове может активизироваться ваххабитское движение, поддержанное как из Саудовской Аравии, так и из Чечни и Узбекистана. Учитывая становление и слабость исламских институтов в Крыму, ваххабизм может быстро взять верх над другими направлениями ислама.

Но особую опасность для Украины представляет влияние Турции на деятельность татарского населения в Крыму. Для Турции Крым всегда являлся районом жизненно важных интересов, и усиление ее влияния на полуострове можно рассматривать в качестве одной из приоритетных стратегических задач турецкого руководства в его внешнеполитической деятельности. По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Турции на Украине Аджара Гермена, "вопрос о том, насколько хорошими будут отношения Турции с Украиной, непосредственно связан с Крымом".

Не имея собственной общины в Крыму, Турция работает с крымско-татарским населением как со своей диаспорой. Она не только заботится о татарском населении полуострова, но и опирается на крымских татар в проведении своей геополитической стратегии в Причерноморье. Для оказания влияния на крымских татар Анкара использует не только общность языка и культуры двух народов, но и делает акцент на их исторические связи. В конце XV века крымские ханы признали свою зависимость от османских султанов и религиозная жизнь полуострова на протяжении трех столетий ориентировалась на Турцию. Причем упор делается на то, что религиозные и культурные связи турок и татар разорвала Россия после покорения Крыма. После этого и начался процесс деисламизации населения полуострова, который был завершен в советское время.

Турция является главным внешнеполитическим партнером меджлиса. Как отмечается в докладе Крымского центра гуманитарных исследований Института геополитики, под патронажем Турции осуществляется и пантюркистская деятельность меджлиса. Представители крымских татар регулярно участвуют в разного рода мероприятиях и форумах общетюркского характера. В настоящее время существует и поддерживается тесная связь с крымско-татарскими меджлисами Турции, где их насчитывается более десяти, а также Германии, Румынии, Болгарии, Литвы, США. Согласно постановлению третьей (внеочередной) сессии 2-го курултая крымскотатарского народа, состоявшейся в декабре 1993 г., признано целесообразным создание сети представительств меджлиса в столицах ряда государств, в первую очередь в Ташкенте, Москве, Анкаре и Нью-Йорке. Следует отметить, что указанная внешнеполитическая активность осуществляется органом, не получившим на Украине официальной регистрации.

Совершенно очевидно, что Турция очень заинтересована в создании крымскотатарской автономии в Крыму, которая позволит ей контролировать полуостров и будет принимать меры пo активизации сепаратистских настроений у татарского населения.

Упомянутая активность меджлиса и его тесные связи с Турцией в значительной степени настораживают украинское руководство. Совершенно внезапно выяснилось, что потенциальные союзники по борьбе с русским большинством в Крыму превращаются в самостоятельную непредсказуемую силу, а политические амбиции татар в регионе становятся агрессивными и растут слишком быстрыми темпами.

Поэтому весной 1998 г. правительство Украины решило несколько охладить пыл меджлиса и продемонстрировать свою власть. Оно усложнило порядок получения гражданства и прописки в Крыму, отменило квоту на 14 татарских мест в крымском парламенте, назначив выборы на полуострове только по мажоритарной системе. Это был серьезный удар по меджлису, поскольку ни в одном Из избирательных округов татарское население не превышало 15%. Учитывая, что в марте население Крыма не выбрало в местный Верховный Совет ни одного татарина, Киеву придется принимать по этому поводу какие-то решения, ибо при данном варианте можно ожидать со стороны меджлиса серьезных ответных действий.

Роль политического ислама в Крыму, несомненно, будет расти. Основной направляющей этого роста, вне всякого сомнения, станут внешние силы, внешние идеи. Подорванность собственных традиций, отсутствие преемственности исламских институтов делают почти невозможным для крымских татар возрождение собственного "крымского ислама". Поэтому вектором развития ислама в Крыму представляется составляющая влияния внешних сил.

Совершенно очевидно, что Украина в обозримом будущем не сможет решить социально-экономические проблемы крымских татар и это будет способствовать развитию конфликтной ситуации на полуострове. В связи с этим будут усиливаться сепаратистские тенденции и укрепляться отношения меджлиса с исламским миром. Официальный Киев в интересах сохранения территориальной целостности Украины вряд ли пойдет на какие-либо серьезные уступки меджлису, включая признание татар "титульной нацией" Крыма, и другие меры, направленные на создание крымско-татарской автономии. Однако нельзя исключать, что в качестве меры по ослаблению сепаратистских тенденций со стороны крымских татар украинское правительство может увеличить их представительство в местной администрации Крыма, но не до такой степени, чтобы они имели возможность контроля над жизненно важными сферами.

Следует отметить, что татарское население Крыма пока еще не готово к широкомасштабным сепаратистским акциям и к выдвижению в ультимативной форме требования к правительству Украины создать крымскотатарскую автономию. Это объясняется прежде всего их незначительной в настоящее время пропорцией в составе населения Крыма и некомпактным проживанием на территории полуострова. Вместе с тем, по некоторым оценкам, учитывая высокую рождаемость у крымских татар, их постоянный приток в Крым из республик СНГ, а также тенденцию к выезду русских с полуострова, через десять лет татары могут составить 40% всего крымского населения и доминировать по своей численности над русскими, украинцами и другими нациями в половине районов Крыма. Такое положение чревато серьезным сепаратистским конфликтом.

Однако конфликтная ситуация в Крыму, в которой проявятся сепаратистские настроения татарского населения, может быть в любой момент спровоцирована рядом политических и экономических факторов и развиваться по следующим основным сценариям.

1. Массовые выступления населения Крыма в результате серьезного обострения социально-экономической ситуации.

В этом случае крымские татары вступят в борьбу за свое социальное и экономическое положение под сепаратистскими лозунгами и используют критическую ситуацию для создания собственной автономии силовыми методами, руководствуясь тезисом о том, что только независимая исламская крымско-татарская республика может обеспечить интересы коренного населения Крыма.

2. Инспирация криминальными структурами Крыма столкновений русских с татарами с целью вытеснения последних из ряда сфер экономики и торговли полуострова.

Здесь правоохранительные органы Украины не смогут обойтись без применения силы, и каждая из противоборствующих сторон будет рассматривать себя в качестве несправедливо пострадавшей и считать, что власти обеспечивают интересы другой стороны. Татарское население в силу своего специфического положения более болезненно воспримет нанесенный ему удар, объясняя негативное отношение к себе со стороны властей этнической близостью украинцев и русских. В данной ситуации возможны организованные массовые сепаратистские выступления татарского населения и применение с его стороны силы.

3. Какие-либо силовые действия правоохранительных органов Украины против крымских татар, приведшие к человеческим жертвам и репрессиям.

В случае развития обстановки в указанном направлении возможны, в том числе и спровоцированные заинтересованными в этом антисоциальными элементами, такие действия со стороны крымских татар, как террористические акты, захваты заложников и прочее. Это вызовет цепную реакцию со стороны властей, что может еще более обострить ситуацию, направив ее в русло сепаратистского конфликта.

4. Широкомасштабные выступления русского населения за отделение Крыма от Украины, его независимость или присоединение к России, которые парализуют исполнительную и законодательную власти полуострова.

При данном варианте крымские татары станут "третьей силой" в конфликте. Угроза снова оказаться под "российским игом" может инициировать решительные действия крымских татар. Но защита ими территориальной целостности Украины будет равнозначна отказу от требований по созданию собственной автономии. Поэтому в споре русских и украинцев за Крым татары будут руководствоваться тезисом о том, что только они могут претендовать на эту территорию, поскольку являются коренной нацией. Их действия будут направлены как против русских, так и против украинцев для того, чтобы, до предела обострив конфликт между ними, провозгласить собственное независимое государство, а потом использовать международные организации для юридического обоснования своих прав на Крым.

Во всех четырех упомянутых сценариях весьма вероятно косвенное вмешательство извне в сепаратистский конфликт в Крыму со стороны Чечни, Турции и других мусульманских государств, что, несомненно, придаст ему затяжной характер и исламскую направленность.

Сайт "Единая Русь".