Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Полуостров" N 24, 18 – 24 июня 2004 года

О Лентуне Безазиеве, Ильми Умерове и... Константине Симонове

В газете "Коммунист Крыма" (N 22 за 2004 год) опубликована статья Лентуна Безазиева "Еще раз о национальности". Многие (но не все) положения этой статьи перекликаются с материалом, опубликованным недавно в газете "Полуостров" (Лентун Безазиев: "Национальная автономия ценой войны не нужна", N 22, 4-10 июня 2004 года).

Не ставя перед собой цели вступать в дискуссию с автором указанной статьи по ряду чрезвычайно смелых его утверждений, наподобие: "сегодняшние народы, проживающие на территории бывшего СССР - это потомки народов, которые растворились когда-то в татаро-монгольской России не только географически, но и этнографически", остановлюсь лишь на одном из "открытий" поборника "профессионализма".

Искренне удивляясь неотзывчивости крымскотатарской творческой интеллигенции, которая, несмотря «на неоднократные просьбы и требования» с его стороны, так и не удосужилась создать нечто "наподобие книги, типа "Ночевала тучка золотая", г-н Безазиев, пусть и мимоходом, обращает их внимание и на такой пример: "Константин Симонов великие стихи "Жди меня" написал в блиндаже под Ленинградом, одно это стихотворение обессмертило его имя"

В чем мы согласны с г-ном Безазиевым, так это в том, что стихотворение "Жди меня" действительно принесло Константину Симонову всенародную известность. Однако наше внимание привлекла та часть высказывания автора статьи, в которой он детализировал место написания стихотворения, а именно "в блиндаже под Ленинградом". В общем-то неплохо зная творчество одного из классиков советской литературы К. Симонова (отдельное спасибо школе и институту), мы решили немного просветить не столько г-на Безазиева, сколько тех легковерных читателей, которые, прочитав опус "профессионала", невольно могут быть введены в заблуждение.

Кстати, подвигло нас на написание данной ремарки, другое утверждение г-на Безазиева в этой же статье, в котором он указывает на то, что "непрофессиональный работник дает окружающим извращенное понятие об интеллекте народа. По нему судят о степени умственного развития в целом народа". Проще говоря, мы прониклись беспокойством о том, чтобы "...степень умственного развития в целом народа" не ставилась бы окружающими в зависимость от продемонстрированного г-ном Безазиевым уровня знаний и посему вынуждены его поправить, так сказать, всенародно.

Известно, что К. Симонов писал дневники, в которые скрупулезно заносил все события из своей жизни. Эти дневники издавались еще при жизни автора. Что касается истории написания стихотворения "Жди меня", то сам Симонов, указывая на то, что 27 июля 1941 года вернулся в Москву с Западного фронта и для организации новой поездки на фронт в качестве корреспондента газеты "Красная звезда" понадобилась неделя, далее пишет: "За эти семь дней, кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал "Жди меня", "Майор привез мальчишку на лафете" и "Не сердитесь, к лучшему". Я ночевал на даче у Льва Кассиля в Переделкине и утром остался там, никуда не поехал. Сидел на даче один и писал стихи. Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. <...> На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война. <...> (Симонов К.М. Разные дни войны: Дневник писателя. Т. 1. 1941 год. М., 1977.). Кстати, из тех же дневниковых записей мы узнаем о том, что накануне и во время опубликования "Жди меня" (газета "Правда", 14 января 1942 года) К. Симонов действительно вновь и вновь выезжает в командировки: 31 декабря 1941 года вылетает в Краснодар, откуда возвращается в Москву 9 января 1942 года. Опубликованное в газете "Правда" стихотворение "Жди меня" Симонов увидел уже после возвращения из-под Можайска, где в это время шли ожесточенные боевые действия. Как видим, Ленинград не указывается в числе тех мест, которые он посетил с начала войны и до января 1942 года.

Ну и что из этого следует? — удивятся некоторые читатели. Что зазорного в том, что г-ну Безазиеву не известны такие подробности творчества К. Симонова? Конечно, можно было обойтись без данной ремарки, если бы не столь самоуверенные оценки г-ном Безазиевым собственного профессионализма и столь же безапелляционные утверждения в ничтожности других людей, о которых он пишет в своей статье. Собственно, как принято говорить в таких случаях, "он сам первый начал". Чего стоят его стенания наподобие: "А теперь сравните биографии Безазиева Л. Р. и Ильми Умерова, "несостоявшегося гинеколога", который одно время пробыл вице-премьером в Правительстве, а сегодня существует на должности вице-спикера Парламента Крыма?". Ну, сравнили, а дальше что? Понятно, что бульдозеры и иная строительная техника существенно отличаются от зонда маточного или зеркала Куско. Но неужели г-ну Безазиеву, который так часто ностальгирует (просьба автору афоризма - "Физическая формула онанизма: О (онанизм) = К (работа) + М (материальные затраты). Результат = О" не путать это слово с мастурбацией) по советским временам, неведомо столь популярное в те времена детское стихотворение, которое начиналось словами "Все работы хороши, выбирай себе на вкус!"?

Видимо, г-н Безазиев хотел сказать, что, мол, Ильми Умеров не руководил столь многочисленными коллективами, какими довелось в свое время управлять автору статьи "Еще раз о национальности". И слава Аллаху, добавим мы, что Ильми-бею не пришлось руководить в те времена, в которые руководил сам г-н Безазиев, ибо, где гарантия, что, вместо того, чтобы набраться опыта работы с людьми, он также не стал бы сегодня вслед за г-ном Безазиевым повторять: "Горжусь, что в 25 лет докладывал отраслевому секретарю ЦК республики, в 33 года докладывал первому секретарю ЦК республики.... Мне посчастливилось общаться с членами Политбюро и государственными деятелями высочайшего профессионализма и громадного интеллекта, которые могли меня размазать порой, как букашку, но они предпочитали терпеливо, с бескорыстной настойчивостью воспитывать меня, чтобы я прежде состоялся как гражданин, а затем как руководитель. Низкий им всем поклон"?

Такою она и была наша недавняя действительность — одни готовы были руки целовать тем, кто допускал их "на доклады", другие — самоотверженно боролись с теми, кто не допускал их народ на свою Родину. Кому и чем гордиться — определят люди и время.

С другой стороны, наше внимание к статье г-на Безазиева дало нам прекрасный повод вспомнить вместе с читателями действительно прекрасное стихотворение Константина Симонова "Жди меня", которое с момента его опубликования (14 января 1942 года, почти после 6 месяцев со дня написания) стало поистине ежедневным заклинанием миллионов людей, разобщенных жестокой войной.

Не забудем также, что 28 августа 2004 года исполнится 25 лет со дня смерти Константина Михайловича Симонова, человека и литератора, познавшего удивительный творческий взлет и жесточайшие жизненные разочарования. Он был вовлечен в самую гущу событий своего времени, обласкан вождями и ими же предан. Но об этом уже должна быть другая статья...

Асан АЛИМОВ, историк, литературовед