Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымское время" N 26 (2116), 10 марта 2005 года

В милиции идет очищение

Очищение — дело замечательное. Периодически чистить нужно все — от мусорного ведра до собственной души, не говоря уж об обновлении человеческих взаимоотношений. А они порой бывают ужас как замаранные...

Возьмем, к примеру, линию контактов граждан и милиции. Ну той, которая нас бережет. Может, так и было во времена революционного (про оранжевый цвет тогда не знали) поэта Маяковского, но к началу XXI века украинское общество подошло, скажем так, сильно разочарованным в своих защитниках. Тут вам и страшные статьи в прессе о пытках в милицейских застенках, и рассказы про "оборотней" в погонах, и даже регулярная смена госномеров на автомашинах или наклейка светоотражающих полосок, явно обусловленные лишь желанием коммерсантов от ГАИ заставить несчастных автовладельцев тряхнуть мошной.

Поэтому слова нового министра внутренних дел экс-журналиста Юрия Луценко во многом воспринимаются как бальзам на душу. И о сокращении безмерного количества генералов. И о прекращении продажи должностей в структуре МВД, и даже продаже спецномеров с госмашин на аукционе. Ой, да мало ли чего вы еще вспомните из того, что СМИ разнесли по всей стране!

Все это делается под правильным лозунгом об уничтожении коррупции. "Сегодня я совершенно искренне говорю всем товарищам генералам, что если они хотят заниматься бизнесом — пожалуйста. Но из тех, кто будет заниматься бизнесом, в структуре не останется никто. Да, зарплата маленькая, работа трудная. Моя задача — защитить ваш тыл, закрыть вам спину, не допустить давления посредством телефонного права, но вы знали, куда шли, вы приняли присягу, служите в тех условиях, которые есть, а мы постараемся сделать их лучше" (из интервью Луценко "Зеркалу недели").

Ну разве тут хоть одно слово может быть прочитано с двойным смыслом?

Министр охотно идет на контакт с журналистами, не гнушается вновь и вновь повторить свои принципы. И уже это, согласитесь, вызывает уважение. А если еще приглядеться к тому, с каким энтузиазмом он это делает, хочется пожелать ему только одного: чтобы все у него получилось.

Вот именно с этой целью — чтоб получилось — мы и задумались: а нет ли чего такого, что в речах министра заставляет засомневаться? Нет ли тут чего такого, что можно было бы покритиковать — и тем самым помочь?

Нашли такие пунктики. Например, в одной из передач Дмитрия Киселева на ICTV Юрий Луценко тоже очень подробно, искренне рассказывал о том, что он хочет сделать в достаточно закрытой от общества системе МВД. Но нас поразил один его пассаж — тот, где он говорит о задаче, которую поставил главным милиционерам в регионах. Их четыре, в том числе — быстрое обнаружение "оборотней" в милицейских рядах, установление заказчика фальсификации выборов, выявление крупных (именно крупных!) чиновников-коррупционеров.

Вроде бы и хорошие задачи, но одно смущает: кто и как будет их выполнять. Мы, еще не совсем забывшие советские правила социалистического соревнования, а многие и участвовавшие в нем, отлично знаем, как действует эта система: мол, твои сосед уже две банды "оборотней" раскрыл, а ты ни одной. Значит, не справляешься с обязанностями, найдем другого. Кстати, Луценко так и сказал, что оценивать работу своих подчиненных он будет именно по этим критериям: нашел — не нашел. Максимум через месяц.

Если человек хочет остаться на своей должности (не будем брать в расчет материальную сторону — ведь сказал же министр, что она не слишком денежная) хотя бы ради карьеры, личного престижа — значит, он обязательно найдет того, кого ему "заказал" министр. Не по такому ли пути пошел тот же генпрокурор в пресловутом деле крымских ученых из Рескома по охране культурного наследия Павличенко и Зарубина?

Так же и с региональными чиновниками: не нашли более простого способа убрать строптивого с должности — а вот мы тебе сейчас пришьем фальсификацию или коррупционные мысли...

Не верится, что людей накажут только потому, что они попали в "кампанию" по очищению. Но не было бы у нас беспокойства, если бы новый министр был чуть аккуратнее в высказываниях. Например, после формулирования этих задач сделал бы какую-нибудь оговорку, мол, будем тщательно разбираться в каждом конкретном случае. Скорее всего, именно так и будет, но тревога в души вползла. Русь ведь пережила и времена опричников, и славных сталинских соколов...

Есть еще одна тревожная информация, вышедшая из этого ведомства: о направлении многочисленного отряда внутренних войск в Донецкую и Закарпатскую области. Аргументация — праведная борьба с оргпреступностью. Но мэр Донецка Александр Лукьянченко встрепенулся: "Криминогенная обстановка в городе не вынуждает вводить войска". Она вполне "управляемая и держится на контроле местных правоохранительных органов". "Резонансных преступлений, взрывов нет ...И то, что говорят, что Донецк — бандитский регион, то это нужно подтверждать какими-то фактами, а не собственным желанием".

Правда, особо он не сопротивляется: мол, ввод войск в количестве 841 милиционера не навредит жизнедеятельности города...

"Решение о вводе военных подразделений в Донецкую область унижает власть, — высказался экс-премьер Виктор Янукович. — Я общался с жителями региона. Люди обеспокоены, и считают, что такого отношения регион не заслужил, чтобы делать здесь полицейский режим".

Думается, такого резонанса не было бы, если бы войска вводили в ту же Донецкую и, скажем, Тернопольскую или Ивано-Франковскую область. А Закарпатье — оно ведь тоже этаким не совсем одного, приятного для новой власти, цвета оказалось...

И не будем забывать, что такое же нашествие обещано и в Крым — в самый что ни на есть курортный сезон.

Решающий момент переживает сегодня украинская милиция. Ей дан шанс стать действительно народной, а не репрессивным государственным органом. Сейчас по стране идет переаттестация кадров — по ее результатам будет видно, насколько слова нового министра об очищении искренни...

Наталья ГАВРИЛЕВА