Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымское время" N 26 (2116), 10 марта 2005 года

Прозрачный намек прозрачной власти,

или украинских журналистов обвиняют в киллерстве, а крымских будут мешать с дерьмом

Новая власть Украины, пришедшая под знаменами цвета апельсина, не раз заявляла о своем выгодном отличии от предыдущей — о своей прозрачности и открытости. В связи с этим много говорилось о свободе средств массовой информации. Мол, раньше им диктовали условия, а сегодня, как в самых демократических странах, этим никто заниматься не будет.

Но, как говорят, не прошло и полгода, а новая власть почему-то забыла о своих принципах. Как еще, если не диктатом, можно назвать прозрачный намек "прозрачной власти" на то, что освещать в СМИ, а что никак нельзя.

Никак нельзя, оказывается, рассказывать о внутренней борьбе в коридорах "оранжевой" власти. Об этом четко и ясно заявили в открытом письме главный социалист Александр Мороз, премьер-министр Юлия Тимошенко, председатель парламента Владимир Литвин, два вице-премьера — Роман Безсмертный и Николай Томенко, а также министр юстиции Роман Зва-рич. А чтобы их никто не обвинил в "наездах" на демократию, подписанты сами "наехали" на журналистов, обвинив последних в "информационном киллерстве".

Посетовав на сложности, обращенцы напомнили гражданам, что "впервые на украинской земле народ получил шанс создать честную, прозрачную власть, которая находилась бы под публичным контролем". И что же мешает честности и прозрачности? Оказывается, работники СМИ! А как же свобода слова? А никак, потому что "журналист не должен быть орудием при решении мелких споров, дискредитирующих новую власть. Дискредитация (тем более намеренная) новой власти — это, по сути, уничтожение надежд на демократию на Украине. Все мы должны беречь то, что нам совместно удалось получить в нелегкой борьбе".

А раз все должны беречь то, что удалось получить им, значит молчи, пресса, молчи. Даже если власть сама себя дискредитирует. Иначе получишь ярлык "киллера" и "раскольника": "К сожалению, процессы демократических преобразований сопровождаются попытками <...> расколоть общество, расколоть политиков, сплотившихся вокруг президента Виктора Ющенко. Украинская реальность теперь характеризуется не только ожидаемыми преобразованиями, но и информационными войнами. Некоторые политики <...> пытаются ввести в политический оборот интриги, "наезды" и информационное киллерство. К подковерным разборкам присоединяются средства массовой информации, известные и влиятельные источники".

Конечно, неправильно раскалывать и так расколотое украинское общество, но при чем тут статьи и телесюжеты о расколе в "оранжевой" команде? Ну не раскалывайтесь — и говорить будет не о чем. А то чуть что, сразу врассыпную. Даже подписанты, не дождавшись, пока высохнут под обращением чернила, уже "пошли в отказ".

Так, господин Литвин, оправдываясь перед журналистами, как школьник перед строгой учительницей ("Меня посетил Александр Александрович Мороз и очень настойчиво попросил меня подписать это письмо"), уже успел заявить: "Сегодня я думаю, что, возможно, я сделал ошибку".

И не только вы, Владимир Михайлович, и не только о вас так думают.

Например, первый президент Украины Леонид Кравчук в интервью газете "День" назвал обращение "досадным недоразумением украинской демократии". "Если не руководствуются законом, <...> — это означает, что мы вводим туже самую систему. Систему контроля, которая не имеет границ, а зависит от желания и восприятия того или иного человека. Я уверен, что это недоразумение. Они погорячились, — отметил со свойственной ему мудростью опытного политика Леонид Макарович. — Нельзя журналистам намекать на то, что теперь надо писать только позитивно и хорошо, потому что это в интересах Украины. А плохое Украине якобы не нужно, поэтому о нем не пишите. И мы в результате будем иметь яркую, светлую, оранжевую картину в средствах массовой информации... Это будет большой ошибкой" (пер. с укр. авт. — прим. ред.).

Такую же безоблачную картину в крымских СМИ захотел иметь и меджлис. Об этом, по сообщению газеты "Полуостров", было заявлено "...на состоявшемся в Бахчисарае расширенном заседании меджлиса, где "изрядно пожелтевшая в последнее время" пресса подверглась жесткой критике. Причем насей раз основной град критических стрел был направлен в адрес газет "Голос Крыма" и "Полуостров". Журналистам напомнили все: и "неправильное освещение" недавних президентских выборов, и публикацию заявления общественности Бело-горского района, недовольной деятельностью регионального меджлиса, и даже "склонность к бесконечным рассуждениям" о демократии, которая, по убеждению некоторых выступавших, "крымским татарам вовсе не нужна". <...> Было бы непростительным с нашей стороны оставить без внимания и характерное замечание председателя меджлиса Мустафы Джемилева, который сказал буквально следующее: "Мы эту прессу, при желании, могли бы смешать с дерьмом..." "Не назовут ли режим, при котором прессу смешивают, простите, с дерьмом, "дерьмократией"?" — задается вопросом автор статьи Айдер Эмиров.

Мы тоже задаемся вопросом: неужели господин Джемилев, активный борец за права человека, среди которых одним из фундаментальных является и право на свободу слова, мог такое сказать? Наверное, это, говоря языком Леонида Кравчука, тоже "досадное недоразумение" и лидер меджлиса тоже "погорячился". Ну, не так выразился человек, с кем не бывает.

А бумага (газета — это все-таки бумага, пусть и с информацией) все стерпит. Но не надо путать газетную бумагу с туалетной. Врачи не рекомендуют. И если экономить на туалетной бумаге, то, конечно, любую газету можно, простите, смешать с дерьмом.

Наталья КИСЕЛЕВА