Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Крымское время" N 23 (2113), 1 марта 2005 года

Оползень пожирает Ливадийский дворец и деньги

Пока гром не грянет, чиновник не перекрестится

Цитирую фразы из многочисленных сообщений, растиражированных в последние дни украинскими и российскими электронными и "бумажными" медиа:

"Ливадийский дворец в Крыму может полностью разрушиться"!

"Сталин вовремя побывал в Ливадии, поскольку сам исторический объект — Ливадийский дворец — может смыть море"!

"Из-за оползней Украина может потерять Ливадийский дворец"!

"Ливадийский дворец в Крыму может исчезнуть"!

"Конец Ливадийского дворца"?

Короче, тарарам страшный.

На самом деле все, конечно, обстоит не так трагично, как описывает большинство СМИ, однако проблема действительно есть, и ее нужно решать — причем чем быстрее, тем лучше ,и дешевле.

Ливадийский дворец стоит на оползне, от этого прискорбного факта никуда и никогда не деться. Оползень прожорлив и пожирает не только землю, но и деньги. Есть два выхода. Или тратить миллионы гривен на противооползневые работы, или действительно оставить дворец на медленное разрушение.

Украинская власть выбрала нечто среднее. По бедности (или жадности) она выделяет деньги только тогда, когда дальше тянуть уже нельзя.

Как рассказал корреспонденту "KB" директор центра научно-технических услуг "Инжзащита" Михаил Николаевич Рыжий, программа работ по сохранению Ливадийского дворцового комплекса была разработана в 1999 году. Она рассчитывалась на три года и оценивалась в 21,3 миллиона гривен. Однако было выделено всего-навсего 4,8 миллиона гривен.

Этих денег хватило на то, чтобы стабилизировать оползень и установить во дворце аппаратуру для мониторинга, однако до конца проект так и не был реализован. В прошлом году противооползневые работы полностью прекратились. А наблюдение за оползнем специалисты "Инжзащиты" вели на общественных началах. Да и правда, до Ливадийского ли дворца было власти в год президентских выборов!

Тем временем, с учетом коэффициента инфляции, 21,3 миллиона гривен превратились уже в 42 миллиона гривен. Именно столько денег нужно сейчас для того, чтобы модернизировать и полностью реализовать программу по сохранению Ливадийского дворца.

По словам директора Ливадийского дворца-музея Людмилы Ковалевой, сегодня оползень находится в сравнительно малоактивном состоянии, хотя подвижки пластов, пусть и небольшие, все-таки идут.

Как полагают изучающие эту проблему ученые, ливадийский оползень активизируется в 2008 — 2012 годах. Если к тому времени не завершить весь комплекс противооползневых работ, в спасение дворца придется вкладывать еще более масштабные средства. По оценке директора "Инжзащиты", после активизации оползня стоимость работ вырастет в два-три раза.

Но у нас ведь как? Пока гром не грянет, ни мужик, ни чиновник не перекрестятся. Недаром специалисты сегодня весьма скептически оценивают возможность получения искомой суммы в 42 миллиона гривен на противооползневые работы во дворце.

Между тем, чтобы понять, что останется от Ливадийского дворца, если не вкладывать деньги в противооползневые работы, не нужно много рассуждать. Нужно спуститься на несколько десятков метров вниз от дворца, в Ливадийский парк, и посмотреть своими глазами на то, во что его превратили оползень и бездеятельность хозяев. Посмотреть на руины — а сегодня это просто груда камней — Лавровой беседки, в которой отдыхал когда-то Николай II; на покореженную дорогу; на упавшие каменные колонны и полуразрушенные скамейки.

Туда, в этот знаменитый парк, со времени развала СССР, похоже, не было вложено ни копейки. Причем, что любопытно, парк и дворец принадлежат разным хозяевам. Представьте себе, у дворца одни хозяева, а у забора вокруг дворца — другие. Это не шутка. Это так и есть.

Результат, что называется, налицо. Если дворец пока находится во вполне благополучном состоянии, то парк по сути уничтожен и разграблен. В свое время "KB" писало о похищенных из парка уникальных мраморных вазах конца XVIII века работы итальянского архитектора Монигетти — а были украдены все 22 штуки — подчистую; об исчезнувших антикварных ажурных металлических скамейках, о разрушенных фонтанах. Реакции — ноль.

Другой вопрос, что туристам, приезжающим в Крым, дела до того, что дворец и парк принадлежат разным ведомствам, нет решительно никакого. Для туристов дворец и парк — это единый историко-культурный ансамбль, и те из них, кто спускается в парк, конечно, бывают, мягко говоря, неприятно поражены царящими (надо же, слово какое подвернулось — российского императора бы на тех, кто заведует Ливадийским парком) там запустением и разрухой.

Александр МАЩЕНКО