Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Первая крымская" N 7 (63), 25 февраля – 3 марта 2005 года

Большая Алушта попала под раздачу

Власти ищут возможность выделения 180 га под строительство жилья депортированным

Андрей Богданов

По Южному берегу Крыма колесит специальная рабочая группа, созданная из представителей правительства и парламента автономии, и ищет землю для депортированных. Как сообщил председатель Верховной Рады АРК Борис Дейч, вопрос наделения крымских татар земельными участками под жилищное строительство он обсуждал во время встречи с президентом Украины Виктором Ющенко. И работа закипела. Сейчас на повестке дня — 180 га в Большой Алуште, от Приветного до Партенита.

Виноградники в опасности

Эти самые 180 га предложил крымским властям алуштинский меджлис. Как сообщил "1К" заместитель председателя Республиканского комитета по земельным ресурсам Владимир Дмитрусенко, на сегодняшний день самым реальным и простым вариантом является предоставление под застройку 35 — 40 га на территории нынешней воинской части в Семидворье. Это сразу позволит выделить около 500 участков и расселить до 1,5 тысячи человек. В настоящее время эта земля не используется. Зато там и место красивое с видом на море, и инфрастуктура в полном порядке — высоковольтная линия, вода, возможность провести канализацию. Единственная загвоздка — изъятие этих гектаров из земель Министерства обороны, с этим нужно будет обращаться к президенту. Но практически никто не сомневается, что возражать в Киеве не станут.

А вот с остальными участками, оказывается, не так-то просто. 80% земель, предложенных региональным меджлисом, занято виноградниками совхозов-заводов НПАО "Массандра". Если эти земли все же попадут под раздачу, то здесь придется решить как минимум три задачи. Самая простая, как считает В. Дмитрусенко, — получить согласие руководителя "Массандры" Николая Бойко. Тот, правда, о рейдах рабочей группы из Симферополя пока ничего не знает, но говорит, что при любых обстоятельствах будет следовать специальному указу президента от 1999 года по "Массандре": беречь земли и оборудование предприятия.

Кстати, другим своим указом — от декабря 2003 года — бывший президент поручал уже Совету министров беречь виноградники как зеницу ока и не допускать изъятия земельных участков, на которых произрастают особо ценные сорта винограда. Правительство автономии специально под этот указ даже подготовило и утвердило реестр таких сортов, куда вошли как раз те, что произрастают на землях, приглянувшихся меджлису. Этим же документом поручено не допускать изъятия данных земель и органам местной власти.

"Как перешагнут все эти препоны, я не знаю, — говорит Дмитрусенко. — Можно перешагнуть указ президента об особо ценных сортах винограда, наше постановление, указ о "Массандре". Это все не нормативные документы, указы президента не носят законодательной силы, но как перешагнуть Земельный кодекс, где четко указано, что это земли особо ценные и нельзя допускать их изъятия, кроме случаев для строительства и прокладки трубопроводов, газопроводов, ЛЭП? Для других случаев это не предусмотрено. Как исключение -по решению киевских властей". Дело в том, что все эти земли под виноградниками по почвенным характеристикам относятся к коричневым почвам Южного берега, а значит, имеют статус особоценных. Распоряжаться ими может лишь Кабинет министров Украины с согласия Верховной Рады Украины. Но при этом все подготовительные документы и решения будут готовиться в Крыму. "Одобрямсы" по цепочке должны дать: сельский совет, на территории которого этот виноградник расположен, Совет министров АРК, Верховная Рада АРК. Остается надеяться, что в Киеве вопрос наделения землей депортированных решат, но не путем выкорчевывания виноградников. Такой утраты крымское виноградарство и виноделие просто не переживут. Правда, В. Дмитрусенко так прокомментировал аппетиты алуштинского меджлиса: "Того, что они захотели, в том объеме не будет".

Дачам быть! Самозахватам-да!

Во вторник на заседании Совета министров АРК под председательством крымского премьера Сергея Куницына вопрос о разрешении сбора документов на выделение 130 гражданам земельных участков под дачное строительство в районе Лучистого в Большой Алуште все же был решен. О том, как он после оживленной дискуссии не был принят на предыдущем заседании правительства, "1К" уже рассказывала. Правда, видимо, С. Куницын не очень внимательно ознакомился с документом, так как заявил журналистам: "Мы сегодня на заседании правительства рассмотрели солидный вопрос, касающийся 20 га земли, подготовленный по инициативе Алуштинского и Лучистовского советов, под строительство поселка компактного проживания с генеральной схемой его развития. И я предлагаю альтернативу всяким захватам — цивилизованное выделение земли, в том числе на ЮБК, мы сейчас над этим работаем". Правда, речь в принятом постановлении идет не о жилье, а о дачах. Жилые дома строить там нельзя — территория находится за границами населенного пункта. Правда, кто эти счастливчики, что обзаведутся дачами под Демерджи на красивом плато, пока осталось тайной. Как отметили в Рескомземе, этот список формировали "члены инициативной группы от меджлиса". Стоит отметить, что дачникам придется решать серьезные проблемы с инфраструктурой — там нет ни воды, ни канализации. Но Совмин своим решением все же очень доволен.

Хотя расслабляться крымским властям не стоит. В субботу в Бахчисарае прошло очередное, 133-е расширенное заседание меджлиса, который, по сути, одобрил и призвал крымских татар к самозахватам. В постановлении, подписанном Мустафой Джемилевым, говорится: "При условии игнорирования органами государственной власти Украины и органами местного самоуправления Автономной Республики Крым законных прав крымских татар на землю поддержать инициативное занятие безземельными крымскими татарами свободных земель и земель, выделенных на условиях аренды или собственности предпринимательским структурам, как форму возвращения ими незаконно отнятой у них земли в ходе преступной депортации 18 мая 1944 года".

В другом пункте постановления рекомендовано "региональным и местным меджлисам оказывать всестороннее содействие безземельным крымским татарам, вынужденным осуществить инициативное занятие свободных земель и земель, выделенных на условиях аренды или собственности предпринимательским структурам".

До этого времени меджлис всячески отрицал свою причастность к организации самозахватов, хотя никого этим не убеждал. Теперь все встало на свои места. Правда, аргументация для такого нестандартного решения вполне логична и ожидаема — "бесчисленные преступные деяния местной власти в вопросах наделения земли". Речь идет, конечно, о разбазаривании земель на Южном берегу Крыма.