Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Первая крымская" N 10 (66), 18 — 24марта 2005 года

Депутаты "ограничивают" памятники природы

Денис Махлин

Верховная Рада АРК наконец добралась до границ заказников и памятников природы местного значения. На последнем пленарном заседании 51 голосом было принято постановление "Об утверждении границ и площадей территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения в АРК".

Первая порция "счастливчиков" представлена восемью объектами. Это шесть памятников природы — "Грязевая сопка Вернадского", "Грязевая сопка Андрусова", "Грязевая сопка Обручева", "Мыс Чауда" (Ленинский район), "Островок — глыба пермских известняков на Симферопольском водохранилище", "Пещера-грот Чокурча" (Симферополь), заповедное урочище "Роща фисташки туполистной" (Солнечногорский поселковый совет, Алушта) и заказник "Северо-восточная окраина озера Донузлав" (Черноморский район). Теперь пользователи и собственники этих объектов должны установить охранные знаки на угловых точках территорий и контролировать соблюдение требований заповедного режима. Как сообщил "1К" председатель Рескомитета по экологии и природным ресурсам Александр Лесов, все вышеуказанные объекты существовали еще с советских времен. Просто сейчас наконец начали поступать средства на работу по определению границ их территорий и подготовку материалов вынесения их в натуру. Но количество объектов, которые ждут, когда и по их углам забьют колышки, исчисляется десятками. По словам А. Лесова, всего на эту работу требуется около 2 млн. грн. Когда они поступят, вопрос в наши дни почти неприличный.

Принятое постановление выглядит безобидным и чисто формальным. Но, на наш взгляд, здесь есть пара интересных вещей. Во-первых, донузлавский заказник. По словам А. Лесова, он никоим образом не соприкасается с местом расположения будущего суперпорта, о котором уже не первый год чиновники разных уровней ведут разговоры. Но, думается, потомки наши будут голову ломать, как это получилось, что и город-курорт, и заказник соседствуют с транспортным монстром — эдакий симбиоз "красавица и чудовище". Как уже рассказывала "1К", по сей день правительство автономии не определилось, где создавать порт — на северной или южной косе — и кто его построит. Помимо добычи песка, здесь планируется перевалка грузов, в том числе нефти, переработка и отправка сыпучих веществ, контейнерные перевозки и так далее. Сегодня вокруг строительства порта на Донузлаве больше вопросов, чем ответов. Но, согласитесь, в связи с принятым постановлением о границах заказника следить за судьбой озера будет гораздо интереснее.

Второй момент — вновь становится непонятным, когда же депутатские руки дойдут до Тихой бухты. Пикантность ситуации в том, что еще в начале 2004 года Рескомэкоресурсов Крыма подготовил проект создания памятника местного значения "Тихая бухта" на площади 535 га, который уже несколько месяцев лежит в Верховной Раде. Даже деньги для научного обоснования не нужны, 15 тыс. на это было выделено постановлением Верховной Рады АРК от 16 мая 2001 года.

Прав мэр Феодосии Владимир Шайдеров, когда говорит, что осень — зима — весна — и все просто закрыли глаза на проблему. Но курортный сезон уже не за горами, и палатки на побережье вырастут вновь, а с ними митинги, конфликт и прочий набор неприятностей. Как убежден А. Лесов, все, что связано с Тихой бухтой, уже давно перешло в сферу политики, но глава рескомитета настаивает: там должен быть только памятник природы, а строительство на территории такого объекта, как известно, запрещено. Но закон не дышло. Например, в свое время г-н Лесов докладывал крымскому премьеру Сергею Куницыну: "Рассматриваемая территория попадает в двухкилометровую прибрежную защитную полосу Черного моря, которая в соответствии со ст. 88, 90 Водного кодекса Украины может использоваться только для строительства санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией". Как и когда определится судьба лакомого кусочка побережья, трудно сказать. Но, как стало известно, Совмин вновь серьезно занялся Тихой бухтой, правда, пока на уровне закрытых совещаний и кулуарных поручений.