Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Голос Крыма" N 26 (604), 24 июня 2005 года

Эхо трагических событий

24 апреля в Армении, в армянских общинах за пределами страны, прошли траурные мероприятия, посвященные 90-летней годовщине начала трагических событий 1015 года в пределах Османской империи. Отдельные политики и государства пытаются обвинить Турецкую республику, как правопреемницу Османской империи в преднамеренной депортации и уничтожении сотен тысяч армян в годы Первой мировой войны.

Со времени провозглашения независимости и становления демократии в нашей стране, государства-соседи — Украина и Турция последовательно стремились построить подлинно добрососедские отношения, основываясь на взаимовыгодном сотрудничестве. Именно Турецкая Республика первой официально признала независимый статус Украины. С победой на президентских выборах команды В. Ющенко устремления Украины и Турции во внешней политике также совпадают — оба государства стремятся стать полноправными членами Европейского Союза и приблизить к европейским стандартам уровень жизни своих граждан.

Однако антитурецкие настроения все еще сильны у подавляющего большинства населения полуострова. Более того, они активно подогреваются отдельными политиками, общественно-политическими организациями.

Наглядным примером антитурецкой политики является стела в честь "освободителей" Крыма от турецких захватчиков, возвышающаяся в центре Симферополя. Но общеизвестно, что крымские татары с оружием в руках, бок о бок с османами сражались за свою Родину против "освободителей". И в период жестоких притеснений крымские татары находили убежище в османских пределах, поэтому и считают турецкий народ своим добрым соседом и другом. Однако создается впечатление, что даже на трагических событиях истории часть крымского политического "бомонда" сегодня пытается разыгрывать свои коньюнктурные интриги, так как определять политику, они, к счастью, не в состоянии.

Накануне официального визита Президента Украины В. Ющенко в Республику Турция депутатами Верховной Рады Крыма было принято решение объявить 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армян. Решение было неоднозначно воспринято общественностью, политиками Крыма. В этой связи мы обратились к депутату Верховной Рады Крыма С. Шувайникову, предложившему проект решения, с просьбой ответить на ряд интересующих нас вопросов.

— Что побудило вас инициировать в ВР АРК вопрос о признании геноцида армян в Османской империи в 1915-1916 гг. Это ваша гражданская позиция, мнение Конгресса Русских общин Крыма или острая политическая необходимость?

— Это моя четкая позиция как гражданина, поскольку я знаком с документами, касающимися этих трагических событий. Я в последние годы получал приглашения от Армянской общины Крыма принять участие в памятных мероприятиях. На митинге, прошедшем 24 апреля, когда отмечалось 90-летие траурного дня, прозвучала благодарность Украине за то, что она приютила армян. Знаете, мы не приютские народы в Крыму. Армяне населяют Крым с первых веков нашей эры, славяне — с VI-IX веков, татары — с XIII века. Поэтому назвать народы Крыма приютскими нельзя, и каждый народ имеет право отмечать как светлые праздники, так и траурные даты.

Тогда, пользуясь случаем, я заверил армянскую общину, что, будучи депутатом ВР АРК, внесу предложение на предстоящей сессии о признании 24 апреля днем геноцида армянского народа. Было известно, что этот вопрос вносился до 24 апреля, и руководство парламента заявление об осуждении геноцида армянского народа отстранило. Поэтому я как депутат вновь поднял этот вопрос, и, несмотря на противодействие, мне удалось получить поддержку большинства депутатов. В зале находилось 61 или 62 депутата, 59 человек поддержало это предложение.

— Какова реакция политиков, крымской общественности на решение ВР АРК?

— Мне известно о письме Рефата Чубарова в МИД Украины, известна позиция руководства парламента Крыма, опасавшегося подписать это решение. Состоялась моя встреча со спикером, в которой он говорил о возможных осложнениях отношений между двумя государствами накануне визита Президента Украины В. Ющенко в Турцию, т.к. формулировка о геноциде должна пройти в парламенте Украины. Поэтому спикер крымского парламента Б. Дейч предложил принять формулировку "день памяти жертв трагедии армянского народа" (не геноцида — И. А.), на что я ему ответил, что это требует согласования с представителями армянской общины, так как я могу завизировать новый проект только после согласования с руководством армянской общины. Я также буду инициировать Обращение в ВР Украины от парламента Крыма, чтобы Украина, как и многие цивилизованные страны, признала геноцид армянского народа. Насколько мне известно, этот проект внесен в ВР Украины до визита Президента Украины В. Ющенко в Турцию, но не был обнародован и, как ни странно, оказался отклоненным.

— Сегодня известна позиция турецкого руководства, официально предложившего армянской стороне провести совместное расследование этого вопроса и вынести решение на суд мировой общественности?

— В СМИ прошла информация о новой позиции в этом вопросе Турецкой Республики, серьезно обратившейся к этой проблеме с целью нормализации отношений с Арменией. Создана, насколько я знаю, рабочая комиссия. По предложению премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана рассматривается вопрос о создании совместной турецко-армянской комиссии. Это очень болезненный вопрос как для Армении, так и для Турции, но надо признавать ошибки. Здесь, я думаю, без участия международных организаций не обойдется.

— Позиция Турции ныне серьезно изменилась, и руководство республики также поднимает перед международной общественностью эту проблему. В 2000 году турецкими историками изучены и опубликованы с переводом на английский язык документы Османского архива. Судя по источникам, армянские вооруженные формирования за период 1914-1921 гг. уничтожили свыше 518 тысяч мирных жителей и пленных — турок, курдов, азербайджанцев. Вам известны эти официальные сведения?

— Мне пока не довелось ознакомиться с этими архивными документами. Но то, что произошло в 1915-1916 гг., породило, видимо, ответную реакцию армянской стороны. Я сейчас говорю о той скорбной дате, которая отмечается в каждой армянской семье, как и в каждой крымскотатарской семье отмечается скорбная дата — 18 мая 1944 г. Вопрос состоит в том, как это квалифицируется — переселение, депортация, геноцид? Конечно, обвинять в тех преступлениях турецкий народ никто не собирается. Но был факт жестокого преследования по национальному признаку, и я призываю не забывать эти скорбные даты только лишь потому, чтобы они не повторились в современной истории.

— Не кажется ли вам, что этот вопрос преждевременно поднят в Верховной Раде АРК?

— Я не могу отвечать за армянское и турецкое правительства. Я могу отвечать только как депутат Верховной Рады Крыма. Работа комиссий — это самостоятельная деятельность двух государств, а у крымского парламента может быть своя оценка событий, происходивших в 1915-1916 гг. Я об этом говорю потому, что, к какому бы выводу ни пришла армяно-турецкая комиссия — геноцид остается фактом. Можно просто трактовать его по-разному, находить причины, делать какие-то выводы, можно, как говорят историки, находить различную мотивацию, в конце концов, можно прийти к обоюдному согласию. И, тем не менее, какая бы комиссия ни была создана, сколько бы лет ни прошло, мы должны осознать факт, в том числе и насильственного выселения крымских татар, что бы ни говорили или какие причины не приводили. Исторический факт остается историческим фактом, и его никак не вычеркнешь. Другое дело: какие субъективные подходы применяют к этим фактам. Крымские депутаты признали факт геноцида, как и многие известные политические, религиозные деятели, многие цивилизованные страны. А чем быстрее будет создана совместная комиссия, которая проведет столь необходимую работу и сделает заключение, тем быстрее наладятся отношения между двумя государствами. Другого пути я не вижу.

— Давайте снова вернемся к истории. Как известно, в 1778 г., по решению тогдашнего российского правительства, В.Суворовым принудительно было выселено с территории Крыма свыше 31 тыс. христиан, в их числе более 12 тыс. проживавших в Крыму армян. Как можно квалифицировать эту преступную акцию российского правительства в отношении армян?

— Это не геноцид. Я подчеркиваю: это не было преднамеренным уничтожением представителей этого народа. Они были выселены по религиозному и национальному признаку с конкретной политико-экономической целью — подорвать влияние Османской империи в Крымском ханстве. Как известно, по Кучук-Кайнарджиискому мирному договору, заключенному в 1774 г., Крымское ханство объявлялось независимым, но продолжало оставаться в тисках между Россией и Турцией. С целью подорвать влияние и обезопасить прежде всего христианское население полуострова, в случае новых столкновений Крыма, Турции с Россией, обезопасить христиан от угрозы геноцида противоборствующей стороны, российское правительство пошло сознательно на выселение христиан в Приазовье. Это можно трактовать и как подрыв экономики Крымского ханства и попытка спасти христианское население. Но это дело уже историков, а не политиков.

— А если обратиться к другому факту депортации с территории Крыма в 1944 г. крымских татар, болгар, греков, а ранее, в 1941 г., немцев. Тогда же участь тотального выселения постигла и армян, проживавших в Крыму. Не квалифицируете ли вы эту преступную акцию советского руководства как геноцид?

— Это тоже был факт насильственного переселения, когда Сталин приказал очиститьКрым от всех — я не хочу употреблять слово "инородцев", как сейчас говорят, национальных меньшинств, и заселить полуостров преимущественно славянским населением. Сталин был очень мнительным, ему подыгрывали руководитель НКВД Л. Берия и другие, утверждавшие, что в освобожденном Крыму остались враги и могут представлять опасность. Такова мотивация, но факт остается фактом — это насильственное переселение с гибелью большого числа людей, дискриминация в местах депортации по национальному признаку, дальнейшим тяжелым возвращением обратно на Родину, в Крым.

— В самом начале 90-х годов XX столетия Арменией аннексирована территория Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана. В ходе оккупации сопротивлявшихся азербайджанцев беспощадно истребляли, оставшихся насильственно вынудили покинуть родной край. Как вы квалифицируете эти совсем еще "свежие" трагические события?

— Армянская сторона по-другому интерпретирует эти события и считает, что таким образом вернула свои исторические земли, на которых армяне проживали многие века. Как вы знаете, армяне считают святой гору Арарат, находящуюся также вне пределов Армении. Я хочу сказать, что очень живучи и больны исторические обиды. И если национально-исторические обиды получают толчок, то выливаются в вооруженные конфликты и длительное противостояние. Дело политиков — не разжигать такие конфликты — ни Карабахский, ни Приднестровские и другие, а просто их не допускать.

И в Крыму по этому поводу изредка болит душа, так как возникают ситуации, едва не выходящие из-под контроля. Сложно разбираться тогда, когда прольется кровь, тут уже сложно остановить маховик. К тому же национально-исторические обиды очень долго не заживают в душах людей и могут остаться на многие века.

Как это все преодолеть? Во всяком случае надо чтить всех погибших, особенно безвинно погибших, и не допускать ошибок.

— Какова судьба принятого крымским парламентом представленного вами проекта решения?

— Сейчас в Интернете появилось сообщение, что депутат С. Шувайников отозвал свой проект решения о признании факта геноцида армян и представлены различные мотивации, мол, оказано давление на депутата из Киева. На самом деле я ничего не отзывал. Руководство крымского парламента пришло к соглашению с представителями армянской общины, что до принятия Обращения к Верховной Раде Украины формулировку "геноцид" не употреблять. Дело в том, что прерогатива во внешней политике принадлежит парламенту Украины, но вместе с тем, никто не может запретить и крымскому парламенту устанавливать свои памятные даты в той или иной формулировке. Чтобы в этом вопросе соблюсти последовательность, армянская община Крыма, согласовав со спикером, предложила заменить формулировку "геноцид" на "трагедию". Я, в принципе, возражать не стал, но опять же подчеркиваю, что за собой оставляю право оценки этого факта как геноцида.

Интервью подготовил И. Абдуллаев.