Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Первая крымская" N 19 (75), 27 мая - 2 июня 2005 года

Парламент и премьер не сошлись характерами

Лейла Такош

После трехлетней стабильности во взаимоотношениях между двумя ветвями власти в Крым опять возвращается любимая местная политическая игра — война парламента с правительством.

Конец стабильности

Не прошло и месяца со дня назначения нового крымского премьера, как парламент и правительство начали "кидать" друг друга. Именно такая формулировка была применена Анатолием Матвиенко, когда он на пресс-конференции говорил о своем разочаровании депутатским корпусом. Первый сигнал о том, что премьер перестал ему нравиться, был подан на последнем заседании сессии ВР Крыма, когда народные избранники демонстративно "завалили" несколько вопросов, предложенных Совмином. Во-первых, сославшись на то, что с ними не посоветовались, они отказались отправить в отставку двух председателей рескомитетов: по водному хозяйству — Николая Мирошниченко и по экологии и природным ресурсам — Александра Лесова. Во-вторых, согласившись с предложением Совмина об объявлении Тихой бухты памятником природы, депутаты отказались изменить границы четырех алуштинских поселков, что дало бы возможность в виде компенсации отдать 100 га под застройку, в том числе и крымским татарам (40 га). Результатом этого стало решение крымскотатарских депутатов покинуть дейчевскую фракцию "Народный союз "Стабильность" (вслед за ними, но по другой причине ее покинули и И человек, которые под руководством экс-премьера Сергея Куницына создали новую группу "Крым"),

Второй итог случившегося — премьер окончательно обиделся на парламент за присвоение им чужой славы. "Вы знаете, я пытался все-таки спросить у депутатов: чего вы так себя ведете? — рассказал Матвиенко журналистам. — Такая несправедливость: Совмин по Тихой бухте поднял вопрос, а вся пресса говорит, что Совмин вообще к этому отношения не имеет... Вот герои, значит, Верховный Совет, а вот бяка — Совмин". Депутатский "ответ Чемберлену" тоже был озвучен премьером: "Вот вы нас два раза кинули (это, кстати, я цитирую как бы лексикон преимущественного объяснения в ВС). Первый раз, когда вас избрали, вы нас кинули (я победил, это значит — я их кинул). Второй раз, когда вы провели правительство, нас кинули... И для того, чтобы вы чувствовали, что мы существуем, мы вас кинем". В результате Матвиенко посоветовал парламенту "структурироваться" и обозвал его "аморфным напором", с которым невозможно договориться.

Возможно, это просто совпало по времени, но крымская прокуратура тоже решила "кинуть" парламентский корпус. На этой неделе прокурор автономии Виктор Шемчук сообщил о своем намерении обратиться в суд с иском о лишении полномочий 4-х депутатов ВР АРК, которые одновременно являются городскими головами. Как известно, речь идет о Виталии Дычуке (мэр Щелкино), Олеге Осадчем (Керчь), Валентине Синицком (Джанкой) и Владимире Шайдерове (Феодосия).

Конкурс продолжается

Еще один повод для взаимных обид буквально на пороге. Как уже писала "Ш", нынче у нас глав администраций районов выбирают при помощи конкурса, объявленного премьером. Выдвигают соискателей образованные на местах комиссии, которые потом предлагают их на утверждение вышестоящего отборочного органа — Совмина. Соревнование на звание "Мистер района" проходит, как и любой другой конкурс красоты, со скандалами. В Симферопольском районе комиссия, в состав которой вошли люди с такими известными фамилиями, как Франчук, Миримский, Рябошапка и Верченко, в качестве кандидатов выдвинула незнакомых нам граждан Кутько и Нитько и очень знакомого — Закорецкого. В Бахчисарайском районе комиссию вообще не образовали, что заставило несколько общественных организаций сделать это самим и представить трех своих кандидатов, в числе которых находящийся под судом бывший глава Рескомнаца Зия Халиков. В Раздольненском выставлен пикет против местной администрации, самолично выдвинувшей своих претендентов. Комиссию в Ленино вообще пришлось распустить, так как, по словам Матвиенко, к ее работе не были допущены представители "Нашей Украины", а заседания проходили "в кабинете исполняющего обязанности председателя райгосадминистрации под его чутким руководством".

В общем, премьер готов пожалеть, что избрал такую форму отбора кадров, и уже вспоминает известную фразу о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад, и говорит об "извращенном понимании" в большинстве районов идеи правительства. "Очевидно, — говорит он, — кому-то очень хочется, чтобы там был человек, который продолжит славное дело предыдущих ленинцев".

Чтобы этого не произошло, Матвиенко внес коррективы в процесс: теперь контролировать ход работы общественных комиссий будут его замы. Ожидается, что особенно усердно комиссии будут работать в среду и четверг, но итоги этой работы в виде списка новых глав районов нам обещают показать до конца первой декады июня, после того как Матвиенко вернется из Польши.

Дворцовый "переворот"

Еще один назревающий скандал, который обязательно будет использован не только "кидающими" Совмин депутатами, но и всеми противниками новой украинской власти, — сенсационное заявление Анатолия Матвиенко о том, что он предложил президенту Ющенко использовать как резиденцию Массандровский дворец (между прочим, памятник истории и архитектуры, построенный для летней резиденции Александра III в конце XIX века). Как официально объяснила пресс-служба правительства, рассматривается "возможность передачи дворца в ведение Госуправления делами с тем, чтобы изыскать необходимое финансирование на воссоздание первоначального исторического интерьера дворца". Сам премьер сообщил журналистам, что это — реакция "на предложения местных советов, в том числе нашего бедного бюджета Министерства культуры", что "сегодня Массандровский дворец перегорожен, перестроен. На эти обои смотришь — глаза опускаются, слезы душат". Если следовать этой логике, то у президента страны невозможно добиться финансирования реставрации музея без того, чтобы не предложить ему там пожить.

К сожалению, эта логика для Крыма не нова. В 2002 году Госуправление делами бывшего президента под тем же самым соусом пыталось отобрать у Крыма, переподчинив себе, Ливадийский, Юсуповский и Воронцовский дворцы. Поднявшаяся тогда волна общественного протеста смогла остановить даже кучминских "реставраторов", и полуостров сохранил свою визитную карточку. Можно только представить, что начнется сейчас. Первая реакция на неосторожное заявление, которое поставило под удар Ющенко, уже есть. Директор Воронцовского и Массандровского дворцов Константин Касперович дипломатично назвал все это "недоразумением", предположив, что речь идет о "неточности формулировок", и на всякий случай напомнил: "Еще во время дискуссий о крымских дворцах времен Кучмы крымская общественность пришла к тому, что к теме передачи дворцов в то или иное ведомство нужно относиться очень осторожно".