Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымское время" N 79 (2169), 21 июля 2005 года

Татары и милиционеры очистили заповедную землю. Надолго ли?

Во вторник в Симферополь пожаловал Святослав Пискун. Генерального прокурора пригласил в Крым Анатолий Матвиенко, чтобы обсудить с ним проблему наделения землей крымских татар, а заодно и всех остальных крымчан. На само совещание журналистов не пригласили, однако затем генпрокурор и премьер вышли к прессе и рассказали, о чем же шла речь в зале заседаний правительства.

— Выяснилось, что сегодня нужно провести специальную экспертизу, — сказал Пискун, комментируя ситуацию в Тихой бухте. — Такая экспертиза будет назначена Прокуратурой Крыма и проведена в рамках расследования уголовного дела на протяжении нескольких недель. На период проведения этой экспертизы крымские татары уйдут из Тихой бухты, также оттуда будут выведены и сотрудники милиции. После завершения экспертизы мы снова соберемся и примем решение в отношении дальнейшей судьбы этой территории Крыма.

Из этой тирады генпрокурора возможен только один вывод: заповедный статус Тихой бухты опять находится под сомнением.

Однако, по словам Пискуна, участники совещания говорили не только о положении в Тихой бухте, а вообще о проблеме распределения земли в Крыму. Как полагает генпрокурор, для урегулирования этого вопроса должен быть принят закон или издан специальный президентский указ.

Предложения участников совещания озвучил Анатолий Матвиенко. Наш премьер полагает, что всех желающих получить земельные участки в Крыму следует разделить на три категории. В первую категорию попадут те депортированные, которые не имеют земли. Во вторую — депортированные, которые уже получили участки, но хотят переселиться в другие районы Крыма. И наконец, третью категорию составят все остальные жители полуострова независимо от национальности.

Что ж, мне кажется, ясно, что до представителей третьей категории, к коей относится подавляющее большинство крымчан, дело при "раздаче слонов" наверняка не дойдет — земли на Южном берегу на всех определенно не хватит.

— У нас нет элементарного учета, — жаловался Матвиенко. — Сколько людей нуждаются в земле? Их нужно посчитать, тогда мы сможем сказать, сколько нам надо земли.

С другой стороны, по словам премьера, для многих получение земельных участков превратилось в хороший бизнес. Люди получают участки якобы под застройку и тут же продают их по 50 — 100 тысяч. Поэтому, полагает Матвиенко, нужно запретить продажу едва выделенных участков земли.

— Мы хотим, чтобы было записано, что ты должен сначала построить на полученной земле дом и только потом имеешь право ее продать, — сказал Матвиенко.

— Мы выяснили, что около 9.000 участков, которые отданы крымским татарам для строительства, уже несколько лет не застраиваются, — добавил Пискун. — Поэтому надо выяснить — то ли у людей просто нет возможности строиться, то ли кто-то специально не хочет застраивать участок, чтобы потом его продать. С этим нужно обязательно разобраться.

Средством от захватов земли могло бы стать появление в украинском законодательстве нормы об уголовной ответственности за это самоуправство, однако генпрокурор против такого решения.

— У нас же такой практики на всей территории Украины нет, — сказал Пискун. — А усиливать уголовное законодательство в одном отдельном регионе, мне кажется, нет смысла.

При этом Святослав Михайлович, правда, заявил, что с сегодняшнего дня каждый гражданин Украины, который совершил самозахват земли, будет вызван в прокуратуру, где с ним проведут беседу и выдадут предписание "о дальнейшем ненарушении законов Украины".

Проблема захватов земли в Крыму есть, согласны Пискун и Матвиенко, а никакой межнациональной напряженности нет. Что же до заявлениий о национальной мобилизации — так это, оказывается, всего-навсего элементы предвыборной борьбы.

— Уже весь мир говорит, что сюда ехать нельзя, что тут в Крыму какая-то напряженность, — сказал Матвиенко. — Нет никакой напряженности.

Ну, Матвиенко у нас тут с некоторых пор занимает большой пост, ему видней.

Наконец, в заключение журналисты спросили генпрокурора о судьбе экс-председателя Рескомзема Евгения Жагорникова и о том, вызывался ли по этому делу на допрос Куницын?

— Там расследуется большое уголовное дело, — ответил Пискун. — Следствие нашло основания для задержания, а суд для ареста господина Жагорникова. Он будет привлечен к уголовной ответственности. Допрашивается не только Куницын, допрашивается еще много людей, которые тогда работали и ставили свои подписи под соответствующими документами. Все по уголовному делу имеют свой статус: кто в качестве подозреваемого, кто в качестве свидетеля, кто в качестве обвиняемого.

Однако вернемся к нашим татарам и подытожим итоги визита в республику генерального прокурора. В Тихой бухте проведут какую-то экспертизу, что по сути означает, что ее заповедный статус поставлен под сомнение; землю в первую и вторую очередь будут выделять крымским татарам; уголовной ответственности за захват земли не будет.

У Мустафы Джемилева, несомненно, были все основания с довольным видом расхаживать по холлу в здании правительства, пока Пискун и Матвиенко отвечали на вопросы журналистов.

Александр Мащенко