Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымская правда" N 139 (23758), 30 июля 2005 года

Интересы украинских граждан приносятся в жертву мифу о вступлении в Евросоюз

Завершившаяся сессия Верховного Совета Украины, на мой взгляд, была самой трагической из всех предыдущих. Дело не только в скандалах, которые теперь стали неотъемлемой частью политического процесса. В стране сложилась власть, которая контролирует экономическое и политическое пространство, но явно не желает использовать имеющиеся у нее возможности на благо общества. Опаснее всего, что эта власть, опирающаяся на политическую наивность и завышенные ожидания миллионов наших сограждан, не имеет сейчас противовеса в виде нескольких влиятельных оппозиционных партий. По сути, кроме КПУ нынешнему режиму противостоят лишь политические маргиналы, неспособные выступать в качестве силы, консолидирующей общество. Поэтому в случае массового разочарования действующей властью, которое уже наступает, страну может ждать новый период политического хаоса, который на этот раз может завершиться социальной дестабилизацией.

Неудачные для действующей власти результаты голосования законопроектов по ВТО свидетельствуют только о том, что в нынешних условиях парламент всё же может противиться принятию решений, которые имеют откровенно разрушительные последствия. Этого, конечно, недостаточно. Надо не только бороться против дальнейшего экономического развала страны, нужно заниматься созиданием в социально-экономической и культурной сфере. Курс на евроатлантическую интеграцию, который сейчас осуществляется властью, ставит крест на всех надеждах построить на Украине современные социально ориентированные экономику и культуру, позволяющие обществу развиваться, сохраняя собственную идентичность. Власть показала, что она намерена добиваться реализации этого курса во что бы то ни стало, любой ценой, даже если для этого потребуется переступить через демократию. Она явно намерена идти в этом отношении до конца, стремится безраздельно доминировать в политическом пространстве, контролировать его так, как это и не мечталось её предшественникам. Это явственно проявилось в вопросе о вступлении Украины в ВТО.

Сам по себе факт присоединения к ВТО не способен помочь экономическому развитию, ибо решающее значение имеют условия,- на которых страна присоединяется к ВТО. В мире есть страны (например, Китай), которым вступление в ВТО принесло ощутимые выгоды. Правда, большинство стран, не входящих в число мировых экономических лидеров, столкнулось после присоединения к ВТО с серьёзными экономическими проблемами. Это и неудивительно. ВТО, как явствует из названия, не благотворительная, а торговая организация, она закрепляет такой режим мировой торговли, который выгоден наиболее развитым странам.

Сейчас мир практически поделился на тех, кто экспортирует сырьё и полуфабрикаты и тех, кто вывозит продукцию с высокой степенью переработки, оборудование и технологии. Беда Украины в том, что, превращаясь в экспортёра сырья и полуфабрикатов, она разрушает экономическую инфраструктуру, доставшуюся от советского прошлого, не приобретая ничего взаимен. Складывающийся экономический строй может обеспечить более или менее сносные условия существования только четвёртой части (при самых благоприятных обстоятельствах — трети) населения, обрекая остальных на нищету и вымирание. Вступление в ВТО практически безо всяких условий (а именно этот курс и реализуется украинским руководством) закрепит нынешние уродливые диспропорции, сделает их основой для экономического падения. Более того, экспорт сырья и полуфабрикатов и импорт готовой продукции резко усилятся, в результате чего наиболее перспективные отрасли украинской промышленности, развитие которых могло бы принести Украине достойное место в мировой экономической системе, окажутся перед угрозой исчезновения.

Без сырья останутся украинская металлургия (поскольку выгоднее станет вывозить руду и металлолом) и пищевая промышленность (экспорт семян подсолнечника и зерна будет прибыльнее, чем их переработка на Украине), лёгкая промышленность и машиностроение. Понимает ли это украинское руководство? По-видимому, да. по оно сознательно идёт на любые жертвы, лишь бы разорвать экономические связи с Россией и другими странами СНГ. Подобные действия, несомненно, являются безнравственными по отношению к национальной безопасности, к независимости Украины, к будущему нашего народа. Действительные интересы украинских граждан состоят в сотрудничестве с Россией, но они приносятся в жертву мифу о вступлении в Евросоюз, которое якобы способно приблизить скорейшее присоединение Украины к ВТО. Выступления в защиту подобного мифа сейчас уже нельзя объяснить иллюзиями или заблуждениями. Это — циничная ложь. Расширение ЕС в обозримом будущем невозможно. Граждане ведущих западноевропейских стран, которые остаются экономическими и политическими лидерами Европейского Союза, не желают делиться своим экономическим благополучием с восточноевропейцами. И референдумы во Франции и в Нидерландах это подтвердили. Присоединение к ВТО на нынешних условиях лишь ухудшит экономическое положение Украины и ещё более понизит её статус в мировой экономической системе. Но руководителей Украины, вступивших в бескомпромиссную борьбу за благосклонность Государственного департамента США, заботит только возможность продемонстрировать таким образом свой отказ от курса на сотрудничество с Россией. Расплачиваться за подобные политические жесты, если мы не сумеем добиться изменения вектора нынешнего курса, придётся всему народу Украины.

Поэтому сейчас наиболее важным становится вопрос о выработке социально-экономической альтернативы, которую должны предложить украинскому обществу политические силы, выступающие за подлинный государственный суверенитет Украины и социально-экономическое развитие на благо её народа. К сожалению, государственные и общественные интересы сейчас продолжают отстаивать только коммунисты. Все остальные политические силы, в том числе и те, что продолжают заявлять о себе как о новой оппозиции, отказались от идеологической борьбы, пытаясь либо договориться с действующей властью, либо перевести конфликт с ней в личностную плоскость. Это накладывает на Компартию громадную ответственность, поскольку она становится единственным возможным центром консолидации всех сторонников социально-экономического, культурного и внешнеполитического курса, направленного на повышение благосостояния и духовное развитие нашего народа. Поэтому та программа, с которой коммунисты пойдут на выборы, должна отражать не только наше мировоззрение и ценности, но и представлять собой своеобразный компромисс с потенциальными союзниками. Даже в условиях капиталистического строя коммунисты и их союзники могут устранить наиболее вопиющие нарушения социальных прав, уменьшить бедность, остановить деградацию промышленности и сельского хозяйства, поддержать образование, науку и культуру, помочь утверждению в обществе духовных и нравственных ценностей.

Если через эту призму посмотреть на список основных проблем Крыма, то станет ясно, что за последние годы положение почти на всех направлениях резко ухудшилось. Крымское общество оказалось перед лицом ряда серьёзных угроз и опасностей, ставящих под сомнение его способность справиться с кризисными явлениями и встать на путь динамичного развития. Особую важность тут имеет демографическая проблема. Население Крыма сокращается ежегодно на 25 тысяч человек. Но основная опасность даже не в темпах сокращения, а в качественных переменах.

Во-первых, уезжают, в первую очередь, те, кто надеется благодаря своему образованию, способностям, наконец, молодости, найти за пределами Крыма хорошую работу. Получается, что мы теряем ту часть крымского общества, которая в иных экономических обстоятельствах смогла бы внести значительный вклад в развитие экономики и повышение качества жизни в Крыму. Поэтому нам необходимо будет активно заняться созданием достойно оплачиваемых рабочих мест в высокотехнологическом производстве (у Крыма, например, есть все данные для того, чтобы успешно конкурировать в области создания компьютерных программ), в образовательной и культурной, туристической сферах.

Во-вторых, меняется этнический состав населения Крыма. Это очень деликатная и сложная тема. Но нам надо не замалчивать её, а исправлять нынешнее положение, открыто говоря об имеющихся в обществе противоречиях. Крым покидают, в основном, православные, а приезжают в основном мусульмане. Рождаемость в этой среде несравненно выше, чем у других этноконфессиональных групп. В результате состав населения меняется в их пользу, причём при сохранении нынешних тенденций темпы таких изменений будут только нарастать.

В этом не было бы ровным счётом ничего страшного, если бы право выступать в качестве "кормчего" всего крымскотатарского народа не было бы захвачено так называемым "меджлисом", — организацией, которая открыто нарушает и нормы Конституции, и уголовное законодательство. Влияние "меджлиса" в крымскотатарской среде имеет под собой объективные экономические основания. Основная часть крымского общества была доведена так называемыми "реформами" до крайней степени бедности. В таких условиях "меджлис", распределяющий значительные материальные и денежные ресурсы, поступающие из дальнего зарубежья, оказывается в чрезвычайно выигрышном положении. Из людей, доведённых до отчаяния материальными трудностями, формируются группы, занимающиеся незаконным захватом и перепродажей на вторичных рынках земель. Культурная политика превращается в способ мифологизации сознания крымских татар, создания у них чувства враждебности по отношению к другим этническим и конфессиональным группам, противопоставления их всему остальному обществу, развития претензий на господствующее положение, которые подкрепляются вырванными из исторического контекста фактами.

Если бы наряду с "меджлисом" культурной деятельностью, социальной поддержкой и воспитательным процессом занимались государственные и другие общественные организации, влияние "меджлиса" в крымскотатарской среде было бы несложно подорвать. Лидеры "меджлиса" явно стремятся к увеличению собственного политического капитала за счёт спекуляции на бедственном положении многих крымских татар (которое, кстати говоря, ничем не отличается от положения беднейших слоев крымского общества в целом). Крымские татары сознательно втягиваются руководством "меджлиса" в политические и экономические конфликты, ничего не приносящие рядовым крымским татарам, но увеличивающие благосостояние тех, кто выступает от их имени. "Меджлис" как национал-радикальное объединение выступает на стороне тех международных сил, которые стремятся к переделу геополитического пространства на Востоке Европы, в первую очередь за счёт резкого снижения влияния России. Конечно же, значительная часть крымских татар хорошо видит эти тенденции, и даже сейчас, когда "меджлис" является единственным источником ресурсов, предпочитает дистанцироваться от его деятельности. Но большинство людей не думает об этом, а поэтому взаимодействует и сотрудничает с "меджлисом". Нынешняя крымская власть, несмотря на свои обещания заняться решением проблем крымскотатарского народа, так и не удосужилась помочь становлению организаций, которые проводили бы социальную, культурную и образовательную политику, направленную на интеграцию крымских татар в общество Крыма, на создание условий для взаимодействия всех этнических и конфессиональных групп, проживающих на полуострове. Формирование и поддержка таких организаций должны стать составной частью межнациональной политики власти, действующей в общественных интересах, которая возникнет в Крыму после победы на выборах коммунистов и их союзников.

Но главным средством прекращения межэтнического противостояния должно стать утверждение равенства всех перед законом. Организации, в своей деятельности нарушающие Конституцию, должны быть ликвидированы.

Те, кто нарушает закон, поступают так не потому, что он не позволяет им реализовывать собственные интересы, а потому, что они намерены делать это за счёт других. В краткосрочной перспективе это способно принести некоторые дивиденды организаторам противоправных акций, но последствием этого станет выход за правовое поле всё новых организаций и политических группировок, создающий условия для масштабного гражданского конфликта. Опаснее всего то, что такой конфликт и является целью для ряда радикальных группировок, действующих при покровительстве "меджлиса" и в тесном сотрудничестве с ним. Прекратив их деятельность, мы вынудим "меджлис" отказаться от тактики давления на власть, без которой его требования оказываются чересчур несостоятельными даже для области политической демагогии.

Политические и правовые действия по прекращению межэтнического противостояния могут оказаться эффективными только в том случае, если они будут дополнены мерами по подъему экономики и социальной защиты неимущих слоев общества. На этом направлении у нынешней власти дела идут всё хуже и хуже. Она, в общем-то, уже перестала скрывать это и занялась поиском способов переложить ответственность за свои очевидные провалы и перенаправить общественное возмущение.

Власть оказалась не в состоянии обеспечить развитие рекреационного, аграрного, промышленного комплекса Крыма, несмотря на то, что большая часть объектов и сопутствующей инфраструктуры в этих отраслях были созданы ещё в советскую эпоху. Казалось бы, власти необходимо было лишь поддерживать имеющиеся объекты в рабочем состоянии, содействовать строительству новых гостиниц и предприятии общественного питания, соответствующих изменившимся потребительским требованиям и удерживать в общественном сознании стран СН| образ Крыма как популярного места отдыха, при этом выходя на новые международные аудитории.

Что же происходит сейчас?

Без преувеличения можно сказать, что ситуация приближается к катастрофической:

* За прошедшие годы часть бывших советских граждан была вынуждена отказаться от отдыха в Крыму по экономическим причинам, часть — предпочитает отдыхать на зарубежных курортах. В результате в Крыму произошло падение численности отдыхающих, сократился курортный сезон, и эти потери ничем не были компенсированы.

* Уровень сервиса на крымских курортах остаётся чрезвычайно низким. Конкурентоспособными остаются лишь наиболее дешёвые и наиболее дорогие варианты отдыха.

* Строительство объектов ведётся хаотически, никакого плана развития рекреационного комплекса Крыма не существует. В результате бесконтрольной строительной деятельности снизилась привлекательность ряда курортных мест.

* Усилились крайне неблагоприятные для Крыма тенденции, которым не противопоставлена какая-либо рациональная и планомерная деятельность. Во-первых, вследствие кризиса туристический индустрии резко дешевеют курорты, рассчитанные на массовый, дешёвый отдых, — прежде всего, Турция и Египет. Они оказываются наиболее привлекательными для нового украинского среднего класса. Во-вторых, российский средний класс восстановил тот уровень жизни, которым обладал до кризиса 1998 года. В результате он стал предъявлять повышенные требования к сервису, за который он теперь готов платить больше, чем два-три года назад. Если подобный уровень ему не будет обеспечен в Крыму, он вновь сделает выбор в пользу средних по стоимости курортов Италии, Испании, Греции и Северной Африки.

* Продолжается деградация важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые при изменении экономического курса могут стать основой благосостояния Крыма. Разрушительные процессы зашли так далеко, что сейчас речь должна идти не о косметических мерах, которые время от времени предлагает действующая власть, а о пересмотре принципов экономической политики. В противном случае развал ряда отраслей уже в ближайшем будущем может принять необратимый характер.

Что же следует сделать для того, чтобы переломить негативные тенденции в экономике Крыма?

Во-первых, необходимо обеспечить политическую, правовую и экономическую поддержку предприятиям, занятым обслуживанием туристов и ведущим строительство объектов сферы услуг и туристического бизнеса. Одновременно нужно установить жёсткий контроль над качеством такой деятельности, её соответствием общепринятым стандартам и задачам сохранения Крыма как уникального природного и историко-культурного комплекса. Особый упор следует сделать на действенную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, которым нужно обеспечить доступ к кредитам и лизингу оборудования, встроить их в программу комплексного развития Крыма.

Во-вторых, власти Крыма должны вести активную рекламную политику, популяризируя Крым как место отдыха, обладающее уникальными возможностями и достопримечательностями.

В-третьих, Крым должен развивать контакты с российскими регионами, выходя на местные рынки туристических услуг и заручаясь поддержкой региональных администраций. Конституция Крыма вполне позволяет устанавливать такое взаимодействие. Но вот беда — нынешние власти Крыма не желают и боятся реализовывать собственные конституционные права. В первую очередь потому, что сотрудничество с Российскими регионами имело ы не только экономическое, но и политическое, и идеологическое значение.

В-четвёртых, следует активно и результативно заняться возрождением сельскохозяйственного комплекса, который, несмотря на то, что он был одним из самых высокоразвитых в СССР, сегодня развален. Поэтому по сравнению с 1990 годом в Крыму в три раза снизилось производство зерна и овощей, мяса, молока, яиц, шерсти и поголовье скота.

В-пятых, не меньше, чем аграрный комплекс, в поддержке нуждается промышленность Крыма. Важнейшей составляющей нашей промышленной политики должно стать содействие экономической деятельности предприятий в обмен на выполнение ими социальных обязательств перед своими работниками. Правительство Крыма, созданное коммунистами и их союзниками, поможет предприятиям найти кредиты, инвесторов, рынки сбыта.

Социально-экономическое развитие Крыма невозможно без возрождения тех отраслей, которые могут сыграть роль локомотива всей крымской экономики, прежде всего, судостроения, судоремонта и рыбной промышленности (в том числе, океанической). Многие предприятия, потенциально способные успешно работать и в нынешних условиях, были просто разграблены в 90-е годы. Восстановив их, мы не только создадим новые рабочие места и увеличим бюджетные поступления, но и подготовим условия для качественного изменения социально-экономической ситуации в Крыму.

Главное, основой промышленной политики Крыма должно стать взаимодействие с отдельным предприятием и его работниками, средним и мелким бизнесом, а не союз с олигархическими структурами, стремящимися к монополизации целых отраслей и игнорирующих любые социальные обязательства.

В случае поддержки нас основной массой крымчан, мы создадим в Крыму социально-экономическую модель, позволяющую всем крымчанам получать выгоды от курса, направленного на созидание, развитие сотрудничества с братскими народами, защиту наших культурных и нравственных ценностей. Крым может стать реальным препятствием на пути Украины к катастрофе. Сейчас Украина находится в режиме падения, которое неизбежно завершится катастрофой, если мы не объединимся и сообща не наведем порядок в нашем крымском доме.

Леонид ГРАЧ, народный депутат Украины, председатель Всеукраинского движения "Наследники Богдана Хмельницкого", доктор исторических наук.