Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымская правда" N 136 (23755), 27 июля 2005 года

Язык, на котором говорит людей меньше, чем русское население Нарвы, признан официальным языком Евросоюза

Гэльский язык признан официальным языком Евросоюза. Среди населения Евросоюза людей, говорящих и понимающих гэльский язык, в сотни раз меньше, чем знающих русский.

Малозначащий факт, возможно, прошедший мимо внимания мировых информагентств, можно считать знаковым: язык, на котором говорит полтора процента населения Ирландии, признан официальным. Таким образом, статус языка, число носителей которого в сотни раз меньше, теперь имеет статус выше, чем русский язык. Несмотря на усилия русской общины, придание статуса официального русскому языку не грозит, и это при том, что крупные русские общины имеются во всех странах Восточной и Западной Европы. Конечно, в этих странах есть немалые общины тур-ков, китайцев и других некоренных народов. После присоединения стран Балтии в составе ЕС оказались страны, где русские являются безусловно коренным населением. Русские жили здесь во все обозримые исторические эпохи, а второй по величине город Эстонии — Юрьев, переименованный впоследствии в Тарту, основан русским князем Ярославом Мудрым. Коренными являются и русские жители восточной части Польши. Население, говорящее по-русски, составляет не менее шести миллионов, что превышает население многих европейских стран. Число людей, хорошо знающих русский язык, также велико и сопоставимо с населением любой из европейских стран.

Тем не менее, не может идти и речи о придании русскому статуса официального. Мало того, надежды на то, что Евросоюз защитит русское население от притеснения по национальному признаку, не оправдались.

Русские лишены права на образование на родном языке и подвергаются жестокой дискриминации, особенно в Латвии и Эстонии. Мало того, последний отказ Евросоюза надавить на Эстонию, говорит скорее всего о том, что притеснение русских — часть европейской политики. Крупные страны Западной Европы не хотят ссориться с Россией, а странам Прибалтики отводится та же роль, которую играли латышские стрелки. По существу, русофобия стала частью идеологии объединенной Европы. Европейские СМИ упражняются в том, кто больнее ударит Россию, кто кого перещеголяет в животной, почти инстинктивной ненависти к России. Даже такой, казалось бы, неподходящий информационный повод, как 60-летие Победы, сопровождался антирусской вакханалией в СМИ.

Поэтому признание гэльского языка государственным, без сомнения, говорит о том, что русофобская политика Евросоюза будет продолжаться, и ждать того, что Евросоюз защитит шесть миллионов русских — бесполезно. Нет никакой уверенности и в том, что после присоединения Украины к Евросоюзу, когда русское и русскоговорящее население будет исчисляться десятками миллионов, русофобия прекратится и русский язык будет признан официальным. Впрочем, дело не в формальном признании статуса русского языка, а в том, будет ли русофобия частью государственной идеологии ЕС или нет.

Не случайно из Конституции ЕС убрали упоминание о христианских корнях Европы. Забвение истории — одна из многих ошибок европейских политиков, свойственная им еще в большей степени, чем их российским коллегам. А к истории всегда полезно обращаться. Например, вспомнить, что ничего нового в объединенной Европе нет. Была Римская империя, была империя Карла Великого. Последние два прецедента кратковременного существования объединенной Европы — время империй Наполеона Бонапарта и Адольфа Гитлера. Эти два известных политика были, кроме прочих заслуг, великими объединителями Европы, время правления которых сопровождалось увеличением политической и военной мощи объединенной ими Европы. Без со-

мнения, одно качество объединяло и Наполеона, и Гитлера, и современных объединителей Европы. Это патологическая, не знающая меры русофобия. А гитлеровское нашествие на Россию — наиболее пострадавшую от советской власти страну — оправдывалось необходимостью защиты от коммунизма.

Мы же склонны забывать, что оба случая появления объединенного европейского государства сопровождались военным походом на восток.

Стоит, однако, вспомнить, чем закончились для Наполеона и Гитлера, а также ведомых ими народов, походы на Россию...

М. БУЛАТ, Запорожье.

Евросоюз признал существование гэльского языка

13 июня Европейский Союз придал официальный статус гэльскому языку, на котором говорит коренное население Ирландии. Таким образом, гэльский язык стал 21-м рабочим языком Евросоюза, и на нем теперь будут публиковаться все основные документы, сообщает ВВС.

Министр иностранных дел Ирландии Дермот Ахерн выразил удовлетворение данным фактом: "Это повышает статус нашего первого официального языка на европейском уровне. Решение ЕС о признании гэльского языка на уровне официальных документов только подтверждает политику правительства Ирландии о поддержке языка в нашей стране".

Депутат парламента от партии политического крыла Ирландской Республиканской Армии Шинн Фейн заявил, что признание гэльского языка является настоящей победой для всех ирландцев.

Согласно последней переписи, проведенной в 2002 году, из 4 миллионов населения страны 1,4 миллиона заявили, что понимают гэльский. 25 процентов из них отметили, что ежедневно используют его в быту.

В некоторых областях Ирландии на гэльском говорит более 80 процентов местного населения. В основном это западные области провинции Корк, Донегол, Гэлуэй, Керри и Мэйо.