Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымская линия", 7 июля 2005 года

Зеленая улица. Проповедники всемирного халифата вольготно чувствуют себя в Крыму

Нет, я не стану называть их экстремистами. Не буду перечислять названия стран, в которых деятельность их организации запрещена. Детективных историй с обнаружением тротила или лагерей исламских боевиков в крымских горах тоже не будет. Для начала я просто констатирую юридически достоверный факт: доказанных в судебном порядке свидетельств о причастности исламской партии "Хизб ут-Тахрир" к террористической и антигосударственной деятельности на территории Украины на сегодняшний день не существует. Еще раз подчеркиваю: именно на территории Украины.

Но это не значит, что в Крыму нет угрозы исламского экстремизма. Что эта угроза — не более чем плод воспаленного воображения политиков и журналистов или жупел, которым размахивают спецслужбы. Напротив. Угроза есть. Она реальна. Ее носители, в отличие от крымских и украинских властей, работают на перспективу. Не только в мусульманской среде. Среди новообращенных уже есть несколько десятков славян. По большому счету, проповедникам "всемирного халифата" (а его создание является главной целью "Хизб ут-Тахрир"), действующим в Крыму, не особенно нужен тротил. По крайней мере, пока. Сейчас их главное оружие — слово.

На прошлой неделе крымские "хизбы" снова заявили о себе. Поводом для очередного публичного выступления в Симферополе стала программа Андрея Цаплиенко, 7 июня показанная телеканалом "Интер". Проводил пресс-конференцию все тот же "рядовой член организации" Абдуселям Селяметов, уже несколько раз засветившийся в различных крымских СМИ и, кажется, успевший поднадоесть журналистам. Еще трое его единомышленников присутствовали в зале, так сказать, инкогнито.

Селяметов объявил программу Цаплиенко "заказной", в очередной раз обвинил СМИ в предвзятости и, как обычно, заявил, что "Хизб ут-Тахрир" занимается на территории Украины исключительно мирной просветительской деятельностью. Все остальное — ложь журналистов, провокации спецслужб и инсинуации антиисламских сил.

Программу Андрея Цаплиенко я не смотрел. Какими источниками информации он пользовался при ее подготовке, конечно, не знаю. Потому судить о достоверности или недостоверности изложенных в программе фактов не могу. А вот с "просветительской" литературой "хизбов", которая распространяется в Крыму, я знаком. Так что поговорим о просвещении. Но сначала — небольшое "лирическое отступление".

"Кто бы мог предположить, что в начале двадцать первого века судьба мира окажется в руках богословов", — написал вскоре после событий 11 сентября известный российский богослов и публицист диакон Андрей Кураев. В этом нет преувеличения. Ведь такие явления, как религиозный экстремизм и религиозный терроризм, невозможны без определенного богословского обоснования, дающего им "санкцию свыше". Сила религиозных идей колоссальна. И эта сила находится в руках проповедников и просветителей. Потому, хотя религия у нас и отделена от государства, опасно отдавать религиозное просвещение на откуп непонятным зарубежным фондам, подозрительным организациям и богатеньким шейхам с сомнительной репутацией. Хотим мы этого или не хотим, нам придется вникать в то, что проповедуют новоявленные "учителя".

Итак.

— "Джихад — обязанность мусульман", — учит "Хизб ут-Тахрир". — Джихад — это вооруженная борьба на пути Аллаха, жертвование сил, имущества, мысли (знания) и подготовка людей непосредственно на эту вооруженную борьбу... Причина джихада — это куфр (неверие)... Аллах приказывает сражаться с кафирами потому, что они кафиры".

Здесь, кажется, все предельно ясно. "Кафиров", то есть нас, надо убивать просто за то, что мы "неверные". Другая причина не нужна. Объявление джихада есть прерогатива исламского государства, подчеркивают "хизбы".

— "В Исламе отсутствует свобода вероисповедания, — учит "Хизб ут-Тахрир". — Если мусульманин, отрекшийся от Ислама, не покается — он убивается... Ислам противоречит демократии по поводу свобод человека, так как в нем отсутствуют какие-либо свободы...".

Между прочим, в халифате, который собираются построить "хизбы", право организовывать политические партии и принимать участие в управлении государством будут иметь только мужчины-мусульмане, которые "не являются рабами" (значит, будут еще и рабы?). Так написано в статье 19 "конституции" этого пока еще виртуального государства, опубликованной в книге Такийю-д-дина-Набхани "Система ислама". Немусульмане имеют право только "писать жалобы" (статья 20). Что ж, и на том спасибо. Кстати, жалобы придется писать на арабском языке, потому что он "является единственным языком ислама и единственным языком, который использует государство" (статья 8).

— В исламском государстве вся мужская часть немусульманского населения должна платить особый дополнительный налог — джизья, — учит "Хизб ут-Тахрир". Это тоже записано в проекте их "конституции" (статья 140).

"Налог с неверных" существовал и в арабских халифатах, и в турецких империях. Христиане и иудеи платили его за право исповедовать свою веру. Основанием для введения джизья "хизбы" считают изречение из Корана: "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины — из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными" (Коран 9;29). Джизья и есть тот самый "откуп".

— "Исламское государство всегда находится в состоянии джихада, — учит "Хизб-ут-Тахрир". — Исламская умма понимает, что в любой момент может возникнуть конфликт между ней и другими народами... Законы ислама требуют, чтобы после полного претворения ислама внутри страны исламское государство стало распространять ислам по всему миру".

Таким образом, состояние джихада для этого государства будет перманентным: ведь единственная причина для войн с соседями — это их "неверие".

— "Мусульмане должны полностью отвергнуть демократию, ибо она есть закон наджаса (грязи) и тагута (сатаны), — учит "Хизб ут-Тахрир". — Мусульмане обязаны в совершенном виде реализовать ислам в жизни, государстве и обществе". "Принятие западных законов и демократических устоев является не то что ошибочным, а куфром и запрещенным делом (харам)...".

Здесь тоже все понятно. Уважение к законам государства, не основанного на исламских нормах, — это не просто ошибка, а грех.

— "Распространение исламского призыва требует абсолютного лидерства от исламской мабды (принципа, мировоззрения — О. М.), независимо от того, соответствует ли эта мабда большинству народа или противоречит ему, согласуется ли она с их традициями и обычаями или нет, принимают ли они ее или отвергают и противостоят ей, — учит "Хизб-ут-Тахрир". Приверженцам других идеологий не говорится, чтобы они оставались приверженцами своих идеологий, наоборот, они без принуждения призываются к принятию исламской мабды, ибо данный призыв требует, чтобы следовали исключительно исламской мабде и чтобы лидерство принадлежало только ей".

Другими словами, плевать этим ребятам на наши традиции, обычаи и убеждения. Мы должны принять "исламское мировоззрение" — и точка.

Если соединить такое, с позволения сказать, "просвещение" с достаточно простыми, но весьма эффективными приемами психологической обработки вроде тех, что используют тоталитарные секты, получится классическая "фабрика" по промыванию мозгов.

Какие силы и в каких целях могут использовать "просвещенных" таким образом людей? Среди членов экстремистских и террористических исламских группировок немало бывших "хизбов". Случайность это или закономерность? Думаю, закономерность.

Информация к размышлению

Точное число членов "Хизб ут-Тахрир" в Крыму неизвестно. По неофициальным данным, численность крымской организации составляет от 700 до 900 человек, но, скорее всего, это устаревшие сведения. Некоторые эксперты считают, что численность активных членов и сторонников (включая сочувствующих) этой и других организаций, исповедующих похожие идеи, может достигать четырех тысяч.

"Хизбы" ведут работу с молодежью, есть информация, что они пытаются "обрабатывать" преподавателей некоторых крымских вузов, причем не только мусульман.

После пресс-конференции, прошедшей в апреле, Абдуселяма Селяметова пригласили в милицию и по решению суда оштрафовали на 200 гривен за нарушение закона "Об объединениях граждан". Еще несколько севастопольских "хизбов" были оштрафованы на суммы до 527 гривен. Теперь, после очередного появления на публике, Селяметову светит более солидный штраф в размере 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. На сегодняшний день это все, что правоохранители могут предъявить ему и его "товарищам по партии" в рамках существующего законодательства. Можно понять осторожность блюстителей порядка: ведь в Крыму давно существует другая незарегистрированная организация — меджлис, но никто не собирается привлекать ее членов к ответственности.

И все же главная, на мой взгляд, проблема не в возможности принятия в отношении "хизбов" более или менее жестких карательных мер. Главная проблема в том, что в Крыму, к несчастью, подготовлена почва для идей исламских радикалов. Эта почва — идеология национальной обиды. Повторю то, что уже говорил в прошлой статье: "идеология обиженных" — отличная питательная среда для экстремизма всех сортов. И европейский фашизм, и исламский терроризм выросли именно на этой почве. И если все мы действительно стремимся к миру и стабильности в Крыму, комплексы исторических обид надо не культивировать, а преодолевать. Но это возможно при двух условиях: во-первых, если государство наконец осознает серьезность проблемы; во-вторых, если решаться она будет на государственном уровне, системно, с использованием всех имеющихся ресурсов: информационных, финансовых, образовательных, культурных. Если нужно, и силовых.

Олег Маркелов, "Крымское время"