Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Крымское время" N 10 (2100), 29 января 2005 года

Интернациональный вопрос. Открытое письмо

В пятницу, 7 января, моя дочь с утра начала обзванивать подруг по еврейской школе, чтобы узнать, кто едет отмечать шабат в синагогу. Очевидно, компания нашлась, и она стала собираться. В 16 часов я отвезла ее в синагогу и вернулась домой.

В 24 часа, когда я уже спала, пришел милиционер и сообщил, что моя дочь находится в детской больнице на ул. Титова с сотрясением мозга и проломом носа. Впоследствии выяснилось, что есть еще и большая гематома в области лба и многое другое. Две недели я фактически провела в больнице, мы пережили операцию. Сейчас, когда я немного отошла от страхов и тревог за здоровье девочки и из материнских инстинктов вернулась в рациональное состояние, я думаю о том, как и куда я смогу ее теперь отпускать?

...Со слов дочери и других детей.

Евреи шли из синагоги 7 января в 20 часов — шестеро взрослых и 10 детей. Не спеша, т.к. в шабат некуда торопиться. На перекрестке улиц Сергеева-Ценского и Краснознаменной на них неожиданно напали парни в темной одежде. Их было около 20 человек. Больше всех пострадала моя дочь, еще одна девушка 20 лет получила сотрясение мозга. Остальные отделались синяками и шишками.

Возбуждено уголовное дело, виновные найдены и, я надеюсь, будут строго наказаны. Но как бы хорошо милиция и врачи ни справлялись со своими обязанностями, меня все же волнует вопрос: как дальше ходить по улицам? Я хотела бы задать этот вопрос правительству как мать и гражданка Украины и прошу также публично, через газету ответить мне: какова воспитательная стратегия по предупреждению и прекращению бандитизма и хулиганства и какие социальные институты в данный момент этим занимаются, кроме правоохранительных?

Я вижу, что в последнее время стали популярны компьютерные клубы, агрессивные игры с виртуальными убийствами государство не сертифицирует. Также нет цензуры на фильмы телевидения и видеопроката. Многочисленные секции восточных единоборств не преподают детям философской базы, включающей морально-этические и гуманные основы. Родители уже не в состоянии защитить своих детей от потока агрессии, идущего от средств массовой информации.

Ко мне в больницу приходила мама парня, ударившего мою дочь. Что сейчас, когда это уже случилось и мальчик вырос, можно сделать? Как получилось, что 17-летний парень, не пьяный, ударил 11-летнего ребенка? Очевидно, что «тормоза» формируются раньше. Что сейчас делаем для мальчиков, которым 10 лет и старше, чтобы их матери потом не плакали?

Пожалуй, я соглашусь с правоохранительными органами в том, что в данном случае нет акта антисемитизма, а есть просто распущенность и хулиганство. И это наш общий, интернациональный вопрос.

Перед этим избиением была стычка мальчиков на улице, где со Шнайдера, сына раввина Липшица, американского миссионера иудаизма, сорвали кипу. Парням не понравилась его «тюбетейка». Здесь есть большая разница. Одно дело сорвать шапку с головы, а другое — кипу. Иудей без кипы не считается таковым. Это все равно что порвать Библию. Здесь налицо оскорбление чувств верующего. В законодательствах демократических государствах закон охраняет свободу вероисповедания и возможность иметь национальную культуру. Сам по себе закон — это всего лишь декларация прав. Обеспечение его действия полностью зависит от работы учебных и досуговых общественных институтов. Могут ли наши граждане в своем национальном костюме ходить по улицам? Я вижу, что не только наши, но даже и иностранные граждане — индусы, арабы, евреи — не могут себе этого позволить.

Интернационализм начинается с признания свобод и прав и обеспечения их законом. А далее формируется культура совместного проживания разных национальностей в одном регионе. Она строится на принципах просвещения и взаимного уважения. Изучение основ национальной культуры необходимо преподавать в школе, чтобы любой подросток знал, чем отличается кипа от панамы. Только интернациональное образование способно повлиять небытовое и общественное мнение наций и народностей друг о друге. Сейчас такого образования нет. А мы уже все тут живем, не просто люди, но евреи, татары, армяне, русские и т.д., и наши дети растут, не понимая, как не обидеть друг друга. Очевидно, что в их межнациональных отношениях тревожность и напряженность будут возрастать. ...Когда я была в первом классе, учительница ритмики придумала сделать танец-праздник «Сюита «Дружба народов». Пара — мальчик и девочка — готовили танец определенной республики, всего было 15 пар. Мамы детей шили костюмы. Мне выпало танцевать украинский гопак. Моя мама и бабушка, еврейки, шили украинскую юбку, передник, делали венок с лентами. Когда все дети пришли, мы не могли узнать друг друга, так в костюмах мы все преобразились. И внутри мы были один класс и все свои, но снаружи — совсем разные. Это был прекрасный праздник. Но самое трудное было — играть в чужую культуру, играть не себя. Русский танец тогда прозвучал естественнее всего, потому что мальчик и девочка не играли, они были русскими. Понимание этого приходит только сейчас, в зрелые годы: человек не выбирает себе национальность, но отношение к ней и к другим национальностям должно быть сформировано правильно.

Светлана Левантович, поэт, психолог, мама