Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Коммунист Крыма", N 4 (612), 27 января 2005 года

Л. Грач: "Нам всем нужно объединиться во имя Крыма"

Дорогие крымчане! Павший режим Кучмы привел общество к состоянию стона и плача. В любом случае нам нужно не зацикливаться на эмоциях, а действовать. А для этого вспомним историю, почему Крым остался Крымом, как бы он ни "кувыркался" эти 14 лет, но благодаря тому, что шел твердой поступью, имел как автономное образование огромную поддержку у крымчан и имеет эту поддержку по сей день, — все это дает возможность называть сегодня Крым плацдармом.

Мы с вами здесь, в Крыму, первыми прочувствовали, что такое лихолетье, названное "развалом Советского Союза". Тяжелейшим образом, испытывая свою судьбу, принимали решение о референдуме 20 января 1991 года, которому предшествовала общественная дискуссия. Шел парад суверенитетов. Одни предлагали оставить Крым областью, другие — национальной республикой, кто-то — социалистической республикой...

12 ноября 1990 года мы собрались на сессию Крымского областного Совета, к которой уже были подготовлены для принятия проекты решения о проведении референдума... Когда накануне сессии председатель Верховного Совета Украины Л. Кравчук вызвал к себе председателя Крымского областного Совета Н. Багрова, чтобы договориться не принимать на сессии решение о проведении референдума о придании Крыму статуса автономного образования. Вместо этого был обещан закон на ту же тему. Мы же, не поддавшись на уговоры, избежали первой ошибки, предопределив настоящую, а не мнимую защиту автономии от любых посягательств на ее существование в зависимости от той или иной политической погоды в государстве, когда та или иная сила могла бы отменять или не отменять законы, в отличие от незыблемости всенародно принятого на референдуме решения о приданий Крыму статуса автономии. И мы провели референдум. И это урок номер один. Урок в первую очередь для тех, кто хотел бы сегодня уничтожить автономию или реставрировать с приданием ей статуса той или иной национальной особенности.

Урок номер два, который не был использован. Посмотрите "Крымскую правду" от июня 1991 года. Там вы прочтете, что группа разработчиков (уже после референдума) внесла на рассмотрение сессии облсовета проект Конституции Автономной Советской Социалистической Республики Крым. Если б тогда те силы, которые вокруг Н. Багрова объединились, не торпедировали, а дали бы возможность принять к рассмотрению проект Конституции в июле 1991 года именно с той формулировкой, что Крым является субъектом союзного договора, — то, я абсолютно уверен, судьба Крыма была бы совершенно иной, нежели сегодня.

Урок номер три. Мнимые "страдальцы" за Крым 6 мая 1992 года опять "ринулись" сразу "в государство". Потом вернулся из Киева Н. Багров с дрожащими руками и переделал все "до наоборот". Вот тогда и была открыта националистам во главе с Л. Кравчуком экспансия против Крыма, которую затем продолжил Л. Кучма. Тот, который творил то, что было за пределами конституционного поля -и в отношении института президентства Крыма (вопрос не в Ю. Мешкове), и другого.

Урок номер четыре — это принятие в 1998-ом Конституции Крыма. Вот почему автономия не по зубам сегодня никому, в том числе и тому же В. Ющенко, который накануне президентских выборов заявлял, что никакой автономии ему не нужно. Это выстраданная Конституция, которая закончила бывший в Крыму с 1992 по 1998 годы бедлам, когда крымская власть срослась с криминалом, а Крым был превращен в полигон воровства, заказных убийств. И никому теперь не удастся принизить значение этой ставшей вехой в истории всей Украины Крымской Конституции, — как бы кто ни выступал против этой Конституции, ни заигрывал с ней в зависимости от меняющихся политических условий. У таких политиков в данном случае Крымская Конституция то в падчерицах, то в фаворитках, то они ее кладут под сукно, то вдруг начинают с нее стряхивать пыль и выставлять под стекло напоказ всем. Повсюду у таких политиков проявляется их приспособленческая суть: то им подавай славянское единство, то — новую партию или движение. Сегодня вдруг, после трех лет бездействия, председатель Совета министров Крыма заговорил о необходимости наполнения конституционных экономических полномочий. Что называется, опомнился.

Урок пятый. Не давали, устраивая с декабря 1999 года перевороты, ни мне, ни моим соратникам работать по наполнению конституционных полномочий. И не без помощи Л. Кучмы, который своими указами кромсал, сокращал Конституционные полномочия АРК, имея пятую колонну здесь, в Крыму, которая вторила ему и все это время "свергала", опровергала и против этой Конституции шла...Тем не менее мы с вами в этот период достигли больше, чем они, и больше, чем их предшественники еще раньше, до 1998 года. Совершенное нами с середины 1998 года и по весну 2002 года -это гораздо больше того, что после нас, после 2002 года и по настоящее время, пытались делать (а вернее, — делать вид, что делают) в Крыму уже иные власти.

Мы очистили власть от криминалитета, стали поднимать людей на созидание. И люди спокойно начали смотреть в будущее в соответствии с прописанными в нашей Конституции полномочиями, которые помогли заново возродить, укрепить экономические взаимоотношения со столицей Белоруссии Минском, со столицей Российской Федерации Москвой, с российскими регионами. И мы могли бы сделать больше, если бы, во-первых, не мешали нам в течение двух лет, не воевали против нас вместе с обслуживающим персоналом, с подавляющим большинством СМИ, а воевали в конечном итоге против Крыма. В начале 2002 года, перед выборами, какая была развернута очернительная кампания... Но та шумиха и травля на самом деле были направлены не только против одного Л. Грача, как пытались это представить, не против коммунистов, а против всех крымчан. За то, что мы хотели, чтобы Крым жил по закону, чтобы Крым действительно мог реализовать свои права в экономике, в международных связях, в языковой, культурной сферах.

Урок шестой. То, что было нами сделано, и в том числе мною, — это стало решающим фактором сохранения самой автономии и мира, порядка внутри нее и, следовательно, за ее пределами. Потому что через решение Конституционного суда Украины мы защитили ту Конституцию. И в этом смысле по степени юридической защищенности и по степени широты возможностей конституционных полномочий этой Конституции равных нет на территории других подобных автономных образований в странах бывшего СССР. Ни одна грязная рука теперь не может прикоснуться к этой Конституции. Это я говорю к тому, что есть еще и урок номер семь.

В этой Конституции заложены и сохранены те права, которые еще ждут со временем должной высочайшей оценки историков, юристов, исследователей.

Наша Конституция позволяет автономии оставлять на своей территории 100% сборов от всех налогов и доходов, право налоговой политики, право межрегиональных связей прежде всего в международном аспекте.

Почему я об этом напоминаю? Потому что Крым, как самоценность, защищен этими тремя постулатами. Напоминаю: референдум от 20 января 1991 года, Конституция 1998 года и решение Конституционного суда 2003 года. .

Полученные уроки позволяют задать вопрос и тем самым вписать в крымскую историю еще один, восьмой, урок: а что же было сделано теперь? Всему миру мы показали, в том числе и с трибуны украинского парламента,- когда разобщены, мало чего можно добиться. Можно много рассказывать, разогревать публику, обещать, приукрашивать, сглаживать, пускать пыль в глаза, преувеличивать то, что является второстепенным, и палец о палец не ударить в главном... Как все это и происходило в Крыму на протяжении последних трех лет. Так что же было сделано здесь за три последние года? К огромному сожалению, после разгрома в том числе и блока Грача — аж ничего не сделано.

Урок девятый. Можно сегодня ностальгировать. Можно и скандировать: "Янукович!", как это делают и в Крыму, и в части регионов... Все можно. Но я вам хочу сказать, что поезд ушел. Некоторым тяжело, горько это воспринимать, но это урок, из которого нужно сделать вывод.

Если мы действительно осознаем, что на самом деле произошло, — тогда мы объединимся. Чтобы не проиграть на следующих парламентских выборах Украины, должен по-настоящему объединиться весь Юго-Восток, должен быть создан соответствующий лево-центристский блок. Другого блока народ страны не поддержит.

Это объединение станет возможным в случае, если у всех нас хватит ума. Имею в виду политиков и тех, кто на самом деле сегодня разделяет на Юго-Востоке народ. Все заездные эмиссары, которые и на этой площади вещают, в действительности работают на себя. Они не работают на объединение — на то, чтобы создать такую возможность народу. А народ, надо сказать, показал, что он на Юго-Востоке желает и воистину может объединиться.

Однако выполнимость моих предположений, что Юго-Восток сможет объединиться и достичь такого результата, при котором все политические силы в едином кулаке смогли бы противостоять блоку "Нашей Украины" в 2006 году, считаю достаточно маловероятной.

Но остался один регион, который может стать исключением. Это Крым, где как раз мы могли бы объединиться. Я буду нескромен, но скажу прямо. Несмотря на то, что натерпелся и прошел то, что я прошел, во имя объединения и в результате сегодняшних итогов выборов принял для себя решение. Я готов повести за собой все политические силы в Крыму на победу в выборах 2006 года в Крымский парламент. Более того. 22 января на пленуме республиканского комитета Компартии выдвинем во все органы власти представителей. И я говорю всем: хотите, предлагаю, перед вами стоит лидер. Хотите — все объединяйтесь, все национальные общины, все патриоты, всем места в списке хватит. Вот если мы объединимся и придем в Крымский парламент своим большинством -вот это будет реальное противостояние тому геополитическому, геостратегическому, националистическому "нашествию". Да, не исключаю, механизм агрессивности новой власти ко всему инакомыслящему сейчас будет временно приторможен. Будет вранье для народа. Возьмут инвестиции, чтобы в том числе выплатить те же пенсии. Все будет поначалу делаться для оправдания самих себя. Будут имитировать, что Россию чуть ли ни любят. На самом же деле все это внешне ложное благоденствие будет с горем пополам дотягиваться не позднее чем до 2006 года. А после выборов 2006 года все это оранжевое большинство разорвет-оборвет все что возможно с точки зрения взаимоотношений с Россией.

Чтобы все это не допустить, нужен глубокий анализ, нужны серьезные шаги и серьезное понимание ситуации.

Я очень рад, что сегодня на площади собрались люди, представляющие разные политические взгляды и течения. Я пригласил сюда и руководителей национально-культурных общин, иных партий. И я очень рад, что сегодня на этой площади развеваются знамена не только коммунистов, беспартийных, но и русских организаций, общин и социал-демократов... Потому что Крым един. Вот в этом смысле я еще и проектировал всех на то единство, которое мы три года назад назвали Блоком Грача. Еще тогда мы должны были все объединиться, чтобы во имя Крыма работать, а не заниматься только идеологическими страстями. Вот в этом смысле впервые говорю на весь Крым и на всю Украину: если мы действительно люди грамотные, если мы действительно люди ответственные, если мы действительно хотя бы способны посмотреть в март-апрель 2006 года, тогда мы действительно будем едины, как это было 20 января 1991 года.

Вне сомнения: Крым был, есть и будет форпостом сближения трех братских государств — России, Белоруссии, Украины, на территории которых живут и славяне, и тюрки, и люди многих национальностей, народностей, так же, как и в Крыму. Нам всем нужно объединиться для того, чтобы защитить себя, для того, чтобы спасти себя -то есть народ, нашу малую родину Крым, наши исторические корни, нашу историю и наше будущее.

Да здравствует Автономная Республика Крым! Да здравствует союз братских народов!