Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Коммунист Крыма", N 4 (612), 27 января 2005 года

Тезисы выступления Л. И. Грача на заседании Круглого стола в Институте социологии НИИ Украины

1. Нам следует признать: раскол правящего класса привёл к глубокому общественному расколу. Мы предупреждали, что правящий класс, выдавая внутренние противоречия за суть политического процесса, стремится представить поддержку одной из его противоборствующих группировок как единственно возможную гражданскую позицию. Только таким способом политики, представляющие интересы правящего класса, могли удержаться у власти. К сожалению, воздействие пропагандистской машины правящего класса оказалось слишком велико: большая часть общества оказалась на стороне той или другой его группировки. К сожалению, этот факт был осознан нами слишком поздно: Компартия долгое время строила свою тактику, исходя из того, что общественный раскол ещё можно предотвратить. В результате мы оказались в обществе, одна часть которого связывает свои чаяния и надежды с политической группировкой, вызывающей отторжение у другой его части. Такая ситуация является угрожающей. Неизбежное разочарование, вызванное крахом иллюзий, навязанных в период избирательной борьбы, неизбежно будет сопровождаться поиском "виноватых" за обманутые ожидания. Если правящая группировка сумеет сохранить контроль над общественным сознанием, она подтолкнёт сочувствующую ей часть общества к поиску виновных не только среди политиков, принадлежащих к конкурирующей группировке, но и среди сторонников иных точек зрения и концепций общественного развития. Основной удар может быть направлен в таком случае против Компартии, и нам следует быть к этому готовыми. Но тревогу вызывает не столько возможность повторения антикоммунистической истерии, сколько опасность углубления общественного раскола (неизбежная в такой ситуации), которая может привести к тяжёлым социально-экономическим и политическим последствиям. Возможность предотвращения подобного сценария развития событий зависит, прежде всего, от того, удастся ли Компартии усилить свои позиции в обществе, найти доступ к общественному сознанию в условиях информационной блокады.

2. В той части общества, которая поддерживала проигравшую группировку правящего класса, неизбежно усиление настроений апатии и недоверия к политическим институтам. Компартия должна показать, что она эффективнее может отстаивать те общественные ценности, которые заставили двенадцать миллионов избирателей поддерживать Виктора Януковича даже после его тяжелейшего политического поражения. Поэтому Компартия должна выдвинуть не только собственный социально-экономический, но также геополитический и культурный проект. Нам надо чётко объявить, какие ценности мы отстаиваем во всех сферах общественного бытия, которое, конечно же, не ограничивается областями производства и распределения. Исходя из тех ценностей, которые мы отстаиваем, нам надо искать своих тактических и стратегических союзников.

3. Следует учитывать, что региональные, этнические, мировоззренческие особенности, которые не имеют решающего значения в обществе, где реализуются идеалы социальной справедливости при отказе от них выходят на первый план. Мы сейчас являемся свидетелями такого процесса, и свою тактику мы должны строить, принимая его во внимание. Не затушевывая культурные и мировоззренческие различия между регионами, конфессиональными и этническими группами, Компартия в своей агитационно-пропагандистской деятельности должна показывать, как реализация тех ценностей, которые она отстаивает (в том числе во внешнеполитической и культурной сферах) поможет улучшить положение отдельных групп и регионов.

4. Преодоление общественного раскола и дальнейшее общественное развитие в целом возможны только при реализации принципов социальной справедливости. Они в значительной степени были реализованы в СССР. Значит ли это, что Компартия призывает общество вернуться в советскую эпоху? Конечно же, нет. Говоря о необходимости реализации принципов социальной справедливости, Компартия указывает на общие черты между советским обществом и обществом будущего. При этом у данных обществ могут быть существенные различия. Они связаны прежде всего с тем, что достигнутый в конце советской эпохи уровень образования, уровень технологического развития, появившиеся новые производственные и коммуникационные технологии позволяют существенно повысить роль индивидуальной инициативы в экономике и политике. Советское общество во многих областях является для нас образцом, который необходимо не скопировать, а превзойти. Нам необходимо, не отказываясь от прошлого, думать о будущем.