Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

"Крымское время" N 20 (2110), 22 февраля 2005 года

На Украине запрещены романы, повести, рассказы в которых упоминаются политические деятели

Вступивший в этом году в действие Гражданский кодекс Украины фактически ввел запрет на написание романов, повестей и рассказов о сегодняшних событиях на Украине.

В пункте 2 статьи 296 Гражданского кодекса Украины записано:

— Использование имени физического лица в литературных и иных произведениях как персонажа (действующего лица) допускается только с его согласия, а после его смерти — с согласия его детей, вдовы (вдовца), а если их нет — родителей, братьев и сестер.

А это значит, что в романах, повестях и рассказах о героях "оранжевой революции" писатели и журналисты должны будут писать только хвалебные оды и исключительно с их согласия. Мало того, после смерти "героя революции" изданное произведение может быть уничтожено, если оно не понравится его наследникам. Так что теперь создателям нетленок придется навсегда забыть о таком литературном жанре, как исторический роман, политический детектив, мемуары...

Если бы такой закон действовал в СССР, то мы никогда не смогли бы прочитать, скажем, такие произведения, как "Рассказы о Ленине", повести и романы о гражданской и Великой Отечественной войнах с участием Сталина, Жукова, Брежнева, да и на экранах кинотеатров не смог бы появиться ни один художественный фильм, в котором рассказывалось о реальных событиях и реальных героях ушедшей эпохи.

Законодатель, правда, оставил лазейку для авторов, разрешив в пункте 7 этой статьи использовать начальную букву фамилии физического лица в средствах массовой информации и литературных произведениях. Украинские исторические романы от подобного разрешения наверняка станут намного интереснее и загадочнее, чем те, что создали их коллеги в России. Представьте себе фразу: "На Майдане Незалежности под оранжевыми знаменами, с оранжевыми галстуками на шее стояли будущий П. Украины Ю. и будущий П-М великой европейской, самой демократической в мире, державы Т.".

Сразу же хочу предупредить тех литераторов, кто осмелится сократить только фамилию до одной буквы, оставив в целости должность главы государства. За подобную вольность ушлые украинские юристы смогут слупить с вас миллионы гривен за нанесенный моральный ущерб. Так как привязка к должности даже одной букве дает возможность читателю догадаться, о ком же все-таки идет речь в эпохальном произведении украинского писателя.

От чтения "зашифрованного" текста читатели, конечно, удовольствие получат небольшое, зато автор романа, использующий "литературный презерватив", сможет спать спокойно и не вздрагивать при появлении почтальона с повестками в суд.

Марк АГАТОВ, собственный корреспондент Фонда защиты гласности на Украине