Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Полуостров" N 32 (134), 12 - 18 августа 2005 года

Кто мы?

Какое будущее ждет крымских татар?

Васви Абдураимов

23 января 2005 года мир стал свидетелем события, имеющего колоссальное значение для исторической судьбы украинского народа. В этот день украинцы на весь мир недвусмысленно заявили о своем европейском выборе, впервые за всю историю избрав по-настоящему своего, украинского президента. И это выбор большей части украинской нации. Украина прощается со своим безгосударственным подчиненным прошлым и встает на путь самостоятельного развития.

Искренне радуясь за своих ближайших соседей, невольно задумываешься о судьбе своего народа. Какое будущее ждет нас крымских татар? Сможем ли и мы когда-либо полной грудью вдохнуть воздух свободы? Сумеем ли в едином консолидированном порыве убедить мир в своей состоятельности как нации и народа и получить право и возможности самостоятельно определять и строить свое будущее и свою судьбу? Многое зависит от нас самих. И, прежде всего, надо ответить на главные вопросы — кто МЫ, чего хотим и на что способны?

Этнос — это сложная "динамическая система совокупности индивидов определенного типа. Этносы рождаются и умирают, если изменяется тип индивидов, составляющих ядро нации. Тип задается идентичностью. Каждый человек имеет несколько уровней идентичности. Первый уровень — это Я, что отличает индивида от других людей. Второй уровень — СЕМЬЯ в узком и широком смысле. В узком — это три, редко четыре поколения двух индивидов, состоящих в браке. В широком — еще два-три круга их ближайших родственников. Третий уровень — РОД и союзы РОДОВ. Этот уровень идентичности у крымских татар утрачен. Четвертый уровень — ЭТНОС. Пятый — СУПЕРЭТНОС (СУБЦИВИЛИЗАЦИЯ). Крымскотатарский этнос является субэтносом тюркского суперэтноса (тюркской субцивилизации). И, наконец, шестой уровень — ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Тюркский суперэтнос, и его составная часть — крымские татары — являются компонентом МУСУЛЬМАНСКОЙ (ИСЛАМСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ. Совокупность цивилизаций представляет собой современное ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Эрозия этноса — это процессы изменения уровней идентичности. Необратимые изменения приводят к смерти этноса. В процессе постоянного взаимодействия цивилизационные границы меняют свои очертания и географические координаты. Это не линии. А скорее зоны, в которых взаимодействие цивилизаций происходит на уровне индивидов, семей, этносов и суперэтносов. Отличительной чертой современного мира является наличие порой довольно крупных фрагментов и диаспор одних цивилизаций глубоко внутри других.

Вся история человечества — это стремление цивилизаций к доминированию, расширению своего жизненного пространства, установлению глобального порядка по своему образу и подобию. Сегодня бесспорно доминирует ЗАПАД. Его границы за последние два десятилетия продвинулись далеко на восток за счет включения в его орбиту стран и народов Восточной Европы и Прибалтики. Наиболее вероятным направлением дальнейшего продвижения ЗАПАДА на восток является Украина. Как быстро произойдет интеграция Украины в ЗАПАДНУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ — зависит от реакции на этот процесс украинской нации с одной стороны и от способности ПРАВОСЛАВНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ противодействовать этому. Поскольку крымские татары живут в Украине, их судьба во многом будет определяться именно эти-. ми глобальными процессами.

В случае успеха западного проекта крымскотатарский народ окажется немногочисленным фрагментом МУСУЛЬМАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ в теле ЗАПАДНОЙ с большой вероятностью утраты пятого и четвертого уровня идентичности за время жизни трех-четырех поколений. Для крымскотатарского этноса это и будет началом конца его существования. Ибо ЗАПАДНЫЙ и ИСЛАМСКИЙ миры взаимонепроникаемы! Нет ни одного примера длительного сосуществования этих миров одного в другом. В отличие от других межцивилизационных границ, представляющих собой взаимопроникающие зоны, граница взаимодействия ЗАПАДА и ИСЛАМСКОЙ цивилизации всегда носила и носит четко выраженный разделительный характер.

Примером взаимодействия ЗАПАДОМ и МУСУЛЬМАНСКОЙ цивилизации может служить история Пиренейского полуострова, на котором не осталось и следа от былого присутствия там арабского халифата. Более близкий в исторической перспективе пример — взаимодействие западного анклава в теле мусульманской цивилизации — государства Израиль — с палестинским народом. В этом же ряду кровопролитная длительная вооруженная борьба христианского населения Южного Судана и мусульманского населения юга Филиппин за отделение от мусульманского Судана и христианизированных Филиппин соответственно.

Совершенно по-иному взаимодействуют ПРАВОСЛАВНЫЙ и МУСУЛЬМАНСКИЙ миры. Зона их взаимного проникновения практически совпадает с территорией тюркского суперэтноса, протянувшись на тысячи километров от Крыма до Чукотки с запада на восток и от Казани до Кушки по меридиану. Мусульмане испокон веков живут на этой земле и вполне обоснованно считают ее своей собственной.

Также широко взаимопроникновение ИСЛАМСКОГО И ИНДУССКОГО миров, МУСУЛЬМАНСКОЙ и ЧЕРНОЙ цивилизаций. В меньшей степени это можно сказать о контактах МУСУЛЬМАН с КИТАЕМ. У подавляющей части крымских татар шестой уровень идентичности — однозначно мусульманский. И их будущее как этнической системы неразрывно связано с судьбой и положением МУСУЛЬМАНСКОЙ цивилизации в глобальной истории.

Сегодня со всей остротой встает вопрос жизни и смерти народов, государств и цивилизаций: кто является субъектом истории, а кто ее объектом, кто материалом, а кто — мастером? Главным вектором современной геополитики является вовсе не экономика, как считают многие, а административно-политическая система мира. В глобальных процессах основным инструментом является мировая война. Опыт показал, что две мировые войны XX столетия были необходимыми этапами политической интеграции мира под руководством ограниченной группы ведущих западных держав. XXI век начался на волне антиисламской истерии, поскольку именно МУСУЛЬМАНСКИЙ мир является последним оплотом противостояния ЗАПАДУ по установлению им безраздельного, безальтернативного мирового порядка. А в качестве консолидирующей идеологической платформы правящими кругами ведущих государств мира взят жупел "международного терроризма" — явления крайне сомнительного свойства и подозрительного происхождения. "Международный терроризм" нужен исключительно для манипуляции мировым общественным мнением, для запугивания населения, подавления способности общества к анализу и сопротивлению, принуждению людей соглашаться на полицейский и военный произвол под видом мер безопасности. Сегодня те, кто так рьяно говорил и провозглашал принципы представительной демократии, фактически приступили к ее сворачиванию в мировом масштабе! Можно ли противостоять этому?

Исламская идеология после краха коммунизма является последним идеологическим ресурсом в оппозиции к "новому мировому порядку". Императивом номер один для ислама является отрицание сложившейся глобальной ситуации с ее тенденцией к антидемократизму, уничтожению человеческих свобод и прав, господству олигархического капитала, бюрократии, попиранию ментальной и психической свободы человека. Поэтому против ИСЛАМСКОЙ цивилизации развязана очередная мировая война.

Мировая исламская умма имеет огромный человеческий, военный и финансовый ресурс, позволяющий ей в перспективе создать реальную цивилизационную альтернативу ЗАПАДУ и стать одним из ключевых факторов мировой истории. Ей не хватает исторического, политического и социального единства. Исламский проект сегодня заключается в реализации этих трех императивов. Реализация этого проекта, преодоление разногласий на основе принятия соглашений, под которыми могли бы подписаться все мусульмане, должна стать главной стратегической целью МУСУЛЬМАНСКОЙ цивилизации. Крымскотатарский этнос как неотъемлемая часть мусульманской цивилизации, должен будет определить свое место и свое участие в едином исламском проекте. Если этого не произойдет (что не исключено!) можно будет констатировать смерть еще одной этнической системы, что вовсе не будет означать рождения новой.

Эти вопросы актуальны не только для крымских татар, но и для всех людей, живущих с ними рядом. Усиление мусульманского фактора в Крыму не может не беспокоить русско-культурную часть населения полуострова. Ни ЗАПАДНЫЙ, ни МУСУЛЬМАНСКИЙ проекты в чистом виде не вызывают в их среде энтузиазма. Поскольку и тот, и другой ставят под вопрос их доминирующее положение в регионе. Тем не менее, утрата лидерства — гораздо меньшее зло, чем смерть этнической системы, которая им никак не угрожает: ни в глобальном, ни в региональном масштабе.

До сих пор границы МУСУЛЬМАНСКОЙ и ПРАВОСЛАВНОЙ цивилизаций остаются глубоко взаимопроникаемыми. Это означает умение людей ладить и создавать условия для разумной жизни в зонах контакта этих двух миров. Нет никаких оснований полагать, что Крым станет местом, где вековая традиция разумного сосуществования РУССКИХ людей и МУСУЛЬМАН будет нарушена, а зоны их взаимодействия в какой-то момент времени выродятся до полыхающих огнем демаркационных линий.