Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Московские новости" (Россия), 19 августа 2005 года

Россия не хочет судиться с Украиной за советские санатории в Крыму.

Людмила Бутузова

На крымских развалинах

Украина срочно прибирает к рукам российскую собственность

К бархатному сезону анонимная украинская фирма через интернет выставила на продажу детский санаторный комплекс имени Шевченко в Евпатории. Цена договорная.

Корреспондент "МН" связалась с продавцами.

— Сто миллионов рублей и забирайте хоть сейчас, — ответил по телефону мужчина, представившийся Владимиром Семеновичем.

— Так дешево? — удивилась я.

— Россиянам скидка, по старой дружбе, — засмеялся дядечка.

Вскоре выяснилось, что дружба здесь ни при чем. Санаторий имени Шевченко еще в 1961 году построен на деньги московского правительства и принадлежит "Московскому лечебно-санаторному объединению". Но два месяца назад хозяйственный суд Автономной республики Крым признал права россиян на собственность незаконными. И пока столичные власти готовятся оспаривать это решение, деловые украинцы толкают ее с молотка.

— Не может быть и речи о том, чтобы уступить Украине свою законную недвижимость, — заявили "МН" в департаменте имущества Московской мэрии. — Будем обращаться в суды повыше.

В фонде имущества Украины на вопрос корреспондента о перспективах "санаторного дела" просто положили трубку. Видать, им уже надоело отвечать, что все имущество бывших союзных республик, расположенное на территории Украины, является ее государственной собственностью.

Соглашение президентов

Такие на Украине законы. Молодая независимая республика оказалась очень дальновидной и под шумок приняла их еще в 1991 году. Самое интересное, что Россия, в то время азартно ратовавшая за собственность и законность, как будто даже не вспомнила, что на Крымском побережье осталось немало нашего добра в виде санаториев и пансионатов. Лишь в 1993 году было подписано Соглашение между Украиной и Россией о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, но в принципе ничего хорошего из этого не вышло. Россия просто признала, что все объекты недвижимости, построенные за ее счет, являются теперь государственной собственностью Украины, а россиянам, чтобы подтвердить свои права на санаторий или пансионат, надо собрать кучу бумаг, свидетельствующих, что именно ты санаторий строил, эксплуатировал и отчислял прибыль в казну Украины со времен царя Гороха. Знающие люди в правительстве РФ злословят, что за это крайне невыгодное для России соглашение надо благодарить Бориса Ельцина. Якобы он, не желая ссориться с беловежским союзником Леонидом Кравчуком, фактически уступил ему российское имущество на Крымском побережье. Просто так, "от чистого сердца" перешли Украине 9 курортных комплексов Министерства обороны СССР и 24 санатория ВЦСПС.

Кто из россиян пробовал тягаться "за свое", на чем свет стоит клянут и Ельцина, и украинские законы. За 15 лет российские собственники сумели подтвердить свои права всего лишь на пионерлагерь "Уют", базу отдыха "Солнечная", санаторий "Сосновая роща", детский пансионат "Россия" и еще на пять-шесть объектов. В Крыму нам принадлежало не меньше двухсот здравниц, санаториев и пансионатов.

Дачки-сиротки

Вы не поверите, но более точных данных нет ни в Счетной палате, ни в Мингосимуществе России. В этом "МН" убедились еще два года назад, предприняв собственное расследование о судьбе российской собственности в Крыму ("МН" N 19, 20 июня 2003 г.)

— Да какая теперь разница — 150 санаториев в Крыму или 250, — слово в слово, как будто не прошло и двух лет, ответил корреспонденту чиновник Мингосимущества, "отвечающий за Крым". — Все давно разворовано или такая рухлядь, что с ней просто не стоит связываться".

Украинцы почему-то не брезгуют. За пятнадцать лет прибрали к рукам все, что плохо лежало. В том числе бывшую госдачу Сергея Королева в Мисхоре, вместе с санаторием "Морской прибой" принадлежавшую когда-то 4-му управлению Минздрава СССР. Теперь дача Королева скрывается под псевдонимом "пансионат "Лаванда". Владелец — "новый украинец" Саша, честно признавшийся корреспонденту, что "хапнул дачку по нахалке".

— Да я ее спас, — словоохотливо рассказывал он. — Десять лет была беспризорницей — ни копейки на содержание ни от ваших, ни от наших, все растащили, загадили.

Хозяин Саша хорошо вложился в сиротку, хотя рисковал, конечно, — вдруг объявятся собственники. Но оказалось, что дача не числится ни на одном балансе, а согласно справке БТИ, вообще не существует. Так же, как и дача Буденного по соседству. Ее тоже усыновил какой-то добрый дядя. Архитектурные памятники, поставленные под охрану государства еще во времена СССР — виллы "Ксения" и "Мечта", Милютинскую дачу, — продавали через интернет за полтора миллиона долларов за штуку. Ушли, говорят, дешевле. За дорого не всякий возьмет, ведь и по советским, и по украинским законам продавать и покупать эти объекты запрещено. Разве что по липовым документам...

В Крыму с российским имуществом случаются и другие интересные вещи. Например, коттеджи и двенадцатиэтажное здание пансионата "Новый свет" под Судаком выглядит как после бомбежки. Трудно поверить, что в добрые старые времена здесь трудились сотни садовников, поваров и горничных. Теперь они безработные, с тоской вспоминают, какую хорошую зарплату получали от прежнего владельца — московского НПО имени Румянцева. В благодарность, наверное, и растащили пансионат буквально за считанные месяцы.

Санаторий им. Кирова в Ялте, принадлежавший Ярославскому шинному заводу, местные деловые люди приспособили под частные пансионаты. А что? Хозяин две пятилетки не показывается, не пропадать же добру. Похожая картина в санатории "Киев", которым владело нефтеуправление "Ленинскуголь".

Из пустого в порожнее

Не все региональные лидеры смирились с утратой санаторно-курортной инфраструктуры в Крыму. Были попытки привлечь внимание правительства РФ к этой проблеме, совместные с крымскими властями инициативы "об упрощенном варианте приватизации" принадлежащих российским предприятиям объектов недвижимости. Киев официально предупредил, что не признает никаких договоренностей на местном уровне. Договориться на высшем уровне у России с Украиной почему-то не получается, распустили за ненадобностью даже рабочую комиссию по урегулированию прав собственности. Похоже, она и не нужна — российские собственники все реже пытаются по закону отстоять свое кровное.

— Существует внутреннее убеждение, в том числе и у нашего правительства, что бороться за свое бесполезно, — два года назад говорил корреспонденту "МН" директор гуманитарного фонда "Москва — Крым" Андрей Семененко. — Но это не так. При желании можно собрать и недостающие документы, и свидетельства очевидцев. В конце концов, есть суд.

Наши предпочитают действовать иначе. Налаживают какие-то подковерные связи, задабривают мэров курортных городов, чтобы те оказали "неформальное содействие", или договариваются с какими-нибудь местными нахалами об уступках типа "пользуйтесь пансионатом как хотите, только пускайте отдыхать наших заводчан". Все подковерные договоренности заканчиваются одинаково плохо — российские собственники теряют в Крыму один объект за другим.

Как это происходит, корреспондент "МН" видела собственными глазами. К санаторному комплексу "Зори России" подъехали дядьки на машинах, отбойными молотками сбили старую надпись и приделали новую — "Зори Украины". На мои обескураженные причитания "да как же это можно!" веселый бригадир лаконично ответил: "Было ваше — стало наше".

Фонд Семененко хоть как-то пытался остановить удручающий процесс. По его инициативе подготовлен перечень объектов недвижимости, которые еще можно спасти. Данные неполные, но все равно набралось 160 объектов. Руководителей российских предприятий приглашали на семинар, чтобы ввести в курс дела — как действовать в борьбе за собственность. Ради любопытства явились человек семь. Остальные, похоже, потеряли интерес к своим крымским здравницам либо вообще не знают, что они были. Со времен перестройки на заводах по нескольку раз поменялись хозяева, было не до зарубежного добра.

А некоторые прямо говорят: легче построить новое, чем тягаться с Украиной за старое. Не помогает и личный авторитет Владимира Путина. Во время визита президента в Ялту крымские власти как только его ни привечали, но это не помешало прокуратуре Крыма оспорить договор купли-продажи пансионата "Глициния", который планировалось использовать под официальную резиденцию Путина.

Скандал задел за живое фракцию ЛДПР в нашей Госдуме.

— Давно пора поставить Украину на место, — разбушевался один из ястребов Жириновского. К слову, два года назад ЛДПР была инициатором парламентских слушаний о состоянии нашей загрансобственности. Группа либерал-демократов на экскурсии в Париже с ужасом опознала в одном ободранном замке принадлежащее России имущество. По приезде призвали к ответу правительство и Счетную палату. Дело закончилось тем, что переругались все, но виноватого в том, почему страна теряет свою зарубежную собственность, так и не нашли.

Но лично мне понравилась декларация в том духе, что зарубежная собственность — это престиж государства. Вспоминаю ее всякий раз, когда слышу, что под боком, в Крыму, Украина поделила в свою пользу очередной "ничейный" санаторий или продала через интернет действующую здравницу, право на которую Россия так и не смогла отстоять.

ОПОМНИЛИСЬ

17 августа руководители десятка российских здравниц в Крыму приступили к подготовке стратегии и тактики защиты собственности России от посягательства Украины. Первый шаг — совещание директоров санаториев и пансионатов, посвященное выработке плана совместных действий в рамках правового поля Украины. Одним из средств эффективной защиты, полагают руководители, являются судебные процессы: ведь международное право и украинское законодательство по защите иностранной собственности на территории республики — на российской стороне.