Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымская правда" N 142 (23761), 4 августа 2005 года

Они "рекомендуют" нам перейти на их язык

Небольшая заметка в районке "Огни маяка" под заголовком "Первая украинская школа" "приятно" удивила жителей Красногвардейского. В ней лаконично сообщалось, что с 1 сентября Красногвардейская школа N 1 переводится на украинский язык обучения. Статус украинской эта школа (уже несколько лет в ней работают 6 классов с украинским языком обучения), по словам начальника райотдела образования Нины Тамбовцевой, получит уже 1 сентября.

Аналогичный "сюрприз", судя по письму, поступившему к нам в редакцию из Сак-ского отделения Русской общины Крыма, ожидает и жителей этого района: "Город Саки взбудоражен вестью, что лучшую школу N 6 переводят в статус лицея с украинским языком обучения".

Дальше больше — подобные трансформации наступят в каждом районе и городе русскоязычного Крыма: пункт 8.8 Постановления Совмина АРК N 290 от 5 июля сего года предписывает "создать на базе действующих школ школы с украинским языком обучения".

Подобным решением возмущены и жители, и учителя районов. Те, которые в курсе случившегося, ведь, как всегда, удар нанесен исподтишка: летом, когда все на каникулах и в отпусках.

"Мы хотим пообщаться с детьми и их родителями, узнать, что они думают, — рассказывает председатель Русской общины Красногвардейского района Нина Цыкунова.

— Это резонансное событие для района и пока что у него больше противников, чем сторонников. К тому же все произошло неожиданно — учителей 1-ой школы в известность не поставили, они узнали об украинизации из газет".

"С родителями и детьми никто не посоветовался, местного референдума не провели, зато объявили, что не желающих учиться на "мове" в школе не ждут, — сообщил председатель Сакского отделения РОК Сергей Слонов. — Мамы учеников были вынуждены затеять сбор подписей за право детей учиться на родном языке, обратиться к нам в общину".

Заместитель министра образования Владимир Буякевич прокомментировал происходящее так: "Были школы с русским языком обучения и украинскими классами, теперь будут школы с украинским языком обучения и русскими классами — вот и все. Какая именно это будет школа — решаем не мы, а районные управления образования, они присылают нам списки. Никого загонять в эти школы не будут — мы только удовлетворяем конституционное право граждан на обучение. Тотального перевода всех школ на украинский язык обучения не будет. К тому же все очень толерантно — это не приказ, а рекомендация".

Буякевич сообщил, что все районы уже определились со списками. К тому же во многих городах уже есть школы с украинским языком обучения — в Алуште, Феодосии, Ялте, естественно, в Симферополе.

Кстати, в столице Крыма будет еще одна украинская школа — эта шкода в поселке Комсомольском, которую не могут достроить уже несколько лет и местные дети в три смены вынуждены ютиться в ГРЭСовской школе. Чиновники обещают, что к 1 сентября школа откроется. Интересно, дети обрадуются такому повороту событий?..

Вполне понятно, почему для украинизации райотделами образования были выбраны самые лучшие школы — именно потому, что они самые лучшие, престижные и современные, и дети вынуждены будут туда ходить. А в некоторых селах и вовсе одна единственная школа!

Если бы украинизировали какую-нибудь обычную школу — это было бы по-честному, а так — иллюзия выбора: ты какую кашу будешь — манную или овсяную? То бишь, кашу будешь по-любому. И от этого противно. К тому же районные чиновники отлично понимают скрытый подтекст "рекомендации" — они стараются не только выполнить, но и перевыполнить. Так, например, в том же Красногвардейском районе к 1 сентября откроются еще четыре (!) школы с украинским языком обучения.

Юлия Вербицкая.

А в это время

Бюро крымского рескома Компартии Украины выступило с заявлением, в котором говорится:

Мы категорически отвергаем насильственную украинизацию.

Сегодня вновь предпринимаются попытки вытеснения русского языка в Крыму. Административным путем навязывается украинизация школ, создание их по типу дорогостоящей украинской гимназии.

Это еще раз подчеркивает антидемократичность нынешней украинской власти, насаждающей "державну мову" на русскоязычной территории, политическую импотентность нынешнего состава Верховного Совета Крыма, не защищающего культурное наследие и чувства подавляющего числа русскоязычного населения, а также конституционные полномочия Крыма. Русский и украинский — это два родных языка, развитие и изучение которых должно исходить из естественных критериев, а не за счет попирания прав русского языка.

Русскому языку, как и украинскому, — государственный статус!

Взгляд из редакции

Посмотрим на "успехи" оранжевой власти за полгода правления.

Резко возросли в цене все продукты питания, особенно мясо, сахар, колбасные изделия. Мясо — самое дорогое в Европе. Если так дальше дело пойдет, самым дорогим будет и бензин. Россия, не желая мириться с тем, что Украина все время "тырит" (по выражению Владимира Путина) ее газ, собирается в три раза поднять цену на него, что неизбежно ввергнет экономику Украины в затяжной кризис.

Поехали дольше. Осудили, как было обещано, убийц и заказчиков Гонгадзе? Нет. Нашли виновников "отравления" Ющенко? Нет. Может быть, осудили хоть одного из тех, кто, по мнению оранжевых, грабил долгие годы Украину? Нет. А раскрыто ли хоть одно из резонансных убийств минувших лет в Крыму? Опять же нет.

Чем же прославилась новая власть? Скандалами. Сын президента разъезжал по столице, не соблюдая правил движения на джорогущей иномарке, а папа в нарушение Конституции и законодательства о милиции ликвидировал ГАИ.

Но что-то же надо делать? Может быть, в чем-то будет достигнут успех. Придумали! Надо Крым украинизировать, вот где поле непаханое! Даешь в каждом районе по украинской гимназии! А лучше больше.

Думается, деятельность "безбашенных" украинизаторов получит соответствующую оценку со стороны большинства политических сил Крыма. Нельзя допустить, чтобы права крымчан столь долго нарушались. На верховный совет никакой надежды нет: большинство его депутатов коррупционеры-конъюнктурщики, готовые за "место под солнцем" продать мать родную, а не только родной язык.