Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымское время" N 48 (2138), 30 апреля 2005 года

Туманная прозрачность

В этот раз заседание Совмина Крыма проходило при полном аншлаге — и чиновников, и журналистов. Как-никак первое публичное совещание Анатолия Матвиенко в качестве крымского премьера. А интерес прессы подогревала еще и обещанная пресс-конференция нового премьера, которую он собирался провести по окончании заседания — через полтора часа.

Правда, пресс-конференции журналистам пришлось дожидаться больше трех часов. Матвиенко явно рассчитывал управиться с заседанием Совмина с наскока — часа за полтора, но не учел привычку наших чиновников отчитываться долго и во всех подробностях. Он не раз просил выступающих говорить по сути, чрезмерно не детализируя и не растекаясь мыслию по древу. В общем он остался крайне недоволен доставшимся ему в наследство режимом проведения заседаний Совмина и сказал, что намерен его поменять. Справедливости ради заметим, что в последние годы это мероприятие действительно во многом стало дежурным — совминовцы частенько просто зачитывали официальные доклады, иногда с давно уже устаревшей информацией.

Матвиенко собирается изменить формат совещания, чтобы это, по его словам, был действительно совет — не пустые отчеты, а обсуждение проблемы. Не возьмемся судить, как к этой идее отнеслись чиновники, но вот к другому нововведению, предложенному премьером, резко негативно отнеслись журналисты.

При Куницыне заседание Совмина всегда проводилось в открытом режиме. Пресса могла как ознакомиться с большинством проектов, так и услышать происходящие в зале дискуссии (бывало, конечно, что после обсуждения основных вопросов повестки трансляцию для прессы отключали — но случалось это все-таки редко). Матвиенко же считает это в корне неправильным: "Такого нет ни в одной демократической стране". В качестве примера он вспомнил, что в правительстве Канады проводятся тайные совещания, и о том, что там происходит, не знает никто, кроме самих участников. Дескать, дискуссии на Совмине — это исключительно рабочие моменты, и никто не имеет права их комментировать. В то же время он заверил, что все будет очень прозрачно — ни одно решение правительства не будет спрятано от народа. После каждого заседания Матвиенко готов проводить пресс-конференции, на которых будет сообщать прессе обо всем, что было принято.

Заметим, во-первых, мы не Канада, а во-вторых — где гарантия, что господин премьер действительно сообщит абсолютно обо всех решениях правительства (зачастую их больше двух десятков, что в формат пресс-конференции никак не вписывается). Ну а в-третьих, дискуссии — это ведь самое то для журналистов. Нашим читателям интересны все мнения, а не точка зрения и интерпретация событии одного лишь председателя Совмина.

Новоназначенный крымский премьер уже успел встретиться с Ющенко и Тимошенко, о чем и проинформировал членов правительства. "Высшее руководство страны прекрасно понимает проблемы (автономии — Ю.К.) и готово оказывать помощь в их разрешении. Не мы должны помогать президенту и премьер-министру, а они нам". Только вот, по словам Матвиенко, Ющенко подчеркнул, что "помогать можно только тому, что хочет что-то сделать".

Прежде всего собираются разобраться с проблемой "не только Южнобережья, а всего морского берега". Ющенко поддержал идею разработки программы морского берега. Курортной зоне обещают в ней особые приоритеты, но "нас интересует не только ЮБК".

Вторая проблема, в решении которой была обещана президентская поддержка (и чем совминовцам предстоит срочно заняться), — земельные вопросы, наведение порядка с кадастром и инвентаризацией земли. Можно сказать, что первый шаг Матвиенко уже попробовал сделать — он намерен поставить перед крымским парламентом вопрос о соответствии занимаемой должности председателя Рескомзема Крыма Евгения Жагорникова. Поводом для этого стал протест прокуратуры, в котором, в частности, есть напоминание об уголовных делах, заведенных на самого Жагорникова и его первого заместителя Василия Соколика еще в начале года. При этом инициатива Матвиенко не была поддержана нынешним главой Госкомзема Анатолием Даниленко, который считает, что Жагорников — на своем месте. Впрочем, Матвиенко сдаваться не собирается: "Если он (в смысле Жагорников — Ю.К.) уверен в своей безнаказанности, то я уверен в его наказанности". Матвиенко считает, что глава Рескомзема не справляется со своими обязанностями, и подчеркнул: мол, пока у меня нет кандидатуры на эту должность, я никому не расчищаю место. В крайнем случае он готов даже пойти на создание крымского земельного ведомства, не подчиненного Гос-комзему.

Проблема собственности в Крыму президента интересует особенно, в том плане, что опять же нужна инвентаризация, чтобы эта собственность работала эффективно. Что же касается самого собственника, то, как выразился Матвиенко, для выяснения этого вопроса есть другие структуры. "У мене нема бажання дати комусь по пиці", — заверил он.

Обсуждали в Киеве и проблему питьевой воды. Матвиенко заверил, что правительство Украины горячо поддерживает и понимает необходимость ее разрешения. "Очень заинтересованно президент говорил о социально-политической стабильности в Крыму, — заметил Матвиенко. — Передал слова благодарности за то, что мы нашли понимание и получаем сегодня положительные сигналы о готовности демонстрировать эту стабильность, что мы ушли с площади и перевели поиск путей разрешения конфликтов за стол переговоров". "Вот такая окопная война на площадях и улицах — это подрезаем сук, на котором сидим", — заявил Матвиенко, видимо, подзабыв, каким путем пришло к власти нынешнее руководство страны.

Особенно волнует Ющенко и проблема самозахватов крымской земли (совсем недавно он об этом же говорил и со спикером ВС Борисом Дейчем). Уже работает специальная группа, которая выдаст на-гора предложения о том, где можно выделить земли под строительство. В то же время Матвиенко сказал: "Мы должны понимать, что рэкетом решать проблемы в Крыму никому не разрешено", и почему-то добавил: "... и правительству прежде всего". Вот и думай теперь, кто в Крыму рэкетиры — меджлис, правительство или еще кто-то...

"Мы должны найти решение по Тихой бухте, по Судаку", — считает премьер. Пока не ясно, в каком ключе будет это решение, но Матвиенко пообещал, что оно будет вынесено на обсуждение крымского парламента. А еще он намерен объявить мораторий на выдачу участков до "полной инвентаризации всех земель и четкого понимания, в каком направлении мы действуем".

К слову, Матвиенко подписал заявление об отставке теперь уже экс-министра финансов Крыма Александра Гресса. "У нас состоялся достаточно откровенный разговор, — заметил он, — считаю, что конфликта у нас не существует. Более того, мы договорились, что его способности мы обязательно учтем в перспективе организации работы правительства". Матвиенко уже сделал первые назначения: первым замом министра Совета министров стал Василий Грицык. Также он назначил нового начальника службы премьера. Сейчас идут назначения советников Матвиенко.

Кадровые вопросы премьер обсуждал и с президентом и, судя по всему, получил его полную поддержку. У Матвиенко на сей счет имеется "соответствующая философия": "Меня лично не очень интересует биография и вчерашняя история, если кто-то хочет интересоваться — это не задача правительства и не моя как председателя Совета министров. Это задача других органов". Он заверил, что политических преследований не будет: "Никаких претензий по отношению, что кто-то что-то там говорил одно, а сегодня делает другое или наоборот, я в основу кадровой политики не ставлю. <...> Правительство — это не та организация, которая занимается трудоустройством. Всем работы хватит, но должен быть эффективно действующий мозговой и организаторский центр".

Вместе с новой структурой Совмина Матвиенко предлагает сразу же утвердить институт вице-премьеров (их будет меньше, чем при Куницыне). "Мы эту структуру не пытаемся лепить келейно, это будет открыто и прозрачно". Для формирования правительства будет создана специальная рабочая группа. Еще Матвиенко пообещал сместить приоритеты: "Не вице-председатели, а министры будут главными фигурами в правительстве". После этого займутся кадрами в районах. По словам премьера, в правительстве будут работать те, у кого во главе угла будут стоять не амбиции и собственная выгода, а "стремление показать, что ты хороший менеджер". Кадровые вопросы будут вынесены на Верховный Совет после праздников.

Что касается его политической карьеры в автономии, то Матвиенко заверил: "У меня в Крыму врагов не будет, может, мне кто-то будет врагом, но я — никому".

Матвиенко также сообщил, что в канун 9 Мая Ющенко планирует приехать в автономию.

Юлия Корнеева