Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымское время" N 46 (2136), 26 апреля 2005 года

Со сменой власти обострились страсти

Со сменой власти в Крыму страсти только обострились. Власть здесь, будем надеяться, ни при чем. Но слухи множатся. Так, в выходные дни живо обсуждалось, что НОВЫЙ ПРЕМЬЕР УЖЕ ОБО ВСЕМ ДОГОВОРИЛСЯ С МЕДЖЛИСОМ. И о пересмотре дела по бару "Cotton-club", и о выделении крымским татарам южнобережной земли.

Откуда пошла эта молва, неизвестно, но город она будоражит. (Надеемся, что если договор все-таки существует, то он не является секретным документом, который надо скрывать от общественности, и мы будем рады познакомить своих читателей с его текстом.) А заявления Мустафы Джемилева, что Совмин обязан проблемы репатриантов предварительно согласовывать с их представительным органом, только подливают масло в тлеющий огонь конфликта. Получается, что Совмин все свои действия по крымскотатарской проблеме должен координировать с меджлисом (у репатриантов других национальностей представительных органов нет). А МОЖЕТ, ТОГДА И МЕДЖЛИС ВСЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ, ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КРЫМА, ДОЛЖЕН СОГЛАСОВЫВАТЬ С КРЫМСКИМ СОВМИНОМ? К уверениям нового премьера Анатолия Матвиенко о равенстве всех перед законом крымчане так и будут относиться скептически, пока не увидят конкретных действий по наведению этого законодательного равенства. Говорить можно много и правильно, а на деле...

Кто не нуждается в согласии

На деле конфликт продолжается. Сколько бы ни твердили, как заклинание, что его нет. Другое дело, в какой стадии он находится. В Судаке страсти накалялись с марта.

Представители местных общин немцев, греков и армян обращались с открытым письмом к крымским властям. В письме справедливо отмечалось, что Крым "населяет множество национальностей, но, к сожалению, существует дискриминация в распределении земли — одним в первую очередь, другим же вообще ничего". Эта несправедливость и заставила людей выступить с акцией протеста против выделения земель иногородним. Во время акции, обращают внимание ее участники, "в наш адрес звучали слова, что греки должны жить в Греции, немцы в Германии, а армяне в Армении, но мы все граждане Украины".

В конце марта городские власти настояли на прекращении акции, убедив протестующих, что земли будут справедливо распределены между очередниками. Об этом был даже составлен Договор общественного согласия.

В Договоре говорилось, что земельный участок, вокруг которого разгорелся спор, после утверждения границ Судака подлежит распределению в следующей пропорции: 5% получат городские специалисты, а остальное разделят между местными очередниками, причем 60% достанется славянам, немцам и грекам, а 40% — крымским татарам. "Стороны гарантируют строгое соблюдение закона по решению данного вопроса и пресечение попыток самовольного занятия вышеуказанного участка", написано в договоре. И ниже стоят фамилии городского головы Л. Шремфа, его заместителя С. Ткаченко, секретаря горсовета В. Царука, представителей этнических общин: немецкой (А. Вольф, Т. Федосенко), греческой (И. Лыков, Н. Николаев) и мусульманской (председатель регионального меджлиса М. Усманов, И. Абдураманов, С. Эмирамзаев). Как вы думаете, все поставили подписи под договором? Увы! Не подписались Усманов, Абдураманов и Эмирамзаев. ОНИ ЧТО, НЕ НУЖДАЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОГЛАСИИ, СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНА И ПРЕСЕЧЕНИИ ПРОТИВОПРАВНЫХ САМОЗАХВАТОВ ЗЕМЛИ?

Право владеть полуостровом

Вот вам и иллюстрация к отсутствию межнациональных конфликтов.

О том, что не все спокойно в нашем многонациональной республике, дальновидные наблюдатели говорят давно, но безрезультатно. Громко и постоянно о существовании крымскотатарских проблем заявляет меджлис. У него есть возможность об этом говорить — есть СМИ, есть международные грантодатели, подпитывающие однобокость этноисследований, есть близость к властным структурам. Слова других остаются, увы, неуслышанными.

Например, еще в середине прошлого года на конгрессе Федерации греческих обществ Украины было принято обращение к парламентам Украины и Крыма, к Кабмину, Совмину и Госкомнацу. На конгрессе обсуждалась этнополитическая ситуация в Крыму. И она, пришли к выводу, является тревожной. Приведем отрывки из обращения: "Особенную обеспокоенность вызывает смещение политических акцентов, повышенное внимание к проблемам лишь одной национальности, претендующей на исключительную роль в Крыму. Греки, также депортированные из Крыма по национальному признаку, как и армяне, болгары, немцы, даже в официальных документах, связанных со скорбной для нашего народа датой 60-летия депортации, попали в число "лиц других национальностей".

<...> Федерацию греческих обществ Украины не может не беспокоить тот факт, что в последнее время в прессе, в выступлениях некоторых политиков все чаще встречается тезис о том, что греки являются не коренным народом Украины, а поздними переселенцами (авторы приводят пример из статьи Н. Бекирова в изданной в Киеве книге "Кримські татари: історія та сучасність". — Н. К.) <...> Несмотря на то, что на крымской земле до сих пор можно увидеть Херсонес, древний Пантикапей, история которых насчитывает более 2500 лет, средневековые храмы и монастыри, построенные руками наших предков, а на карте прочитать множество географических названий греческого происхождения, сохранившихся еще с тех времен, когда Крым назывался Таврикой, греки Украины не заявляют своих претензий или исключительных прав на полуостров, поскольку Крым — наша древняя родина — всегда был местом, где проживали представители разных национальностей и религий, местом взаимодействия многих культур, и недопустимо объявлять его вотчиной какой-либо национальности. <...> Мы против национализма, особого статуса любого этноса, мы за равное отношение государства к национальным меньшинствам".

Одним столько, другим полстолька

Но РАВНОГО ОТНОШЕНИЯ НЕТ не только к нацменьшинствам, но даже к выселенным из Крыма народам, подпадающим под программы обустройства депортированных. В этих программах в отдельную колонку выделены объемы финансирования по программам крымских татар и в одну общую колонку — армян, болгар, греков, немцев.

Ну ладно, может, это и не принципиально, кого объединять, а кого выделять, но в остальном наверняка должно соблюдаться равноправие. Ан не тут-то было. Давайте возьмем жизненно важную (в буквальном смысле этого слова) статью расходов .

Здоровье. И что мы видим? На здравоохранение крымских татар в 2005 году предусмотрено 840 тыс. грн., а на армян, болгар, греков и немцев — 10 тысяч. На мероприятия по оздоровлению детей — 290,5 тыс. и 9,5 тыс. соответственно. Так крымских татар же значительно больше, скажете вы. Да. Но пересчитайте эти цифры на душу населения и получится, что расходы на здравоохранение крымских татар составят 3,45 гривны, а армян, болгар, греков и немцев — 62 копейки. Дети тоже окажутся в разных весовых категориях — 1,19 гривны и 59 копеек на душу населения соответственно. У нас что, стоимость лекарств зависит от национальной принадлежности? Почему такие диспропорции?

В образовании тоже странные перекосы. На будущий год на образование каждого крымского татарина по указанной программе государство потратит 2,3 гривны, а на каждого армянина, болгарина, грека и немца — 1,3. А в графе "материальная помощь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны вообще необъяснимые цифры: двадцать тысяч в графе для крымских татар, и НОЛЬ целых ноль десятых (!) — для армян, болгар, греков и немцев. Вот такое равноправие закладывает государственная программа.

Если перефразировать фразу Джорджа Оруэлла, получается, что ВСЕ ДЕПОРТИРОВАННЫЕ РАВНЫ, НО НЕКОТОРЫЕ БОЛЕЕ РАВНЫ, ЧЕМ ДРУГИЕ.

Наталья Киселева