Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Крымская правда" N 71 (23690), 19 апреля 2005 года

Варвары губят гармонию

Постановлением Совета Министров УССР от 29.01.1960 года Алупкинкий парк был объявлен парком-памятником садово-паркового искусства общегосударственного значения. Помимо своего историко-культурного значения он имеет статус объекта природно-заповедного фонда Украины. Границы парка вынесены в натуру в 2002 году Крымским институтом изысканий экологии и проектирования и согласованы с Республиканским комитетом по экологии и природным ресурсам. Основным землепользователем на территории парка является Алулкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник, имеющий охранное свидетельство на площадь в 30,95 га.

Приметой прошлого было создание красоты. Сотни объектов стали достоянием не только нашей республики, ее культуры, но и культуры всего мира.

Приметой нынешнего времени стало посягательство на это достояние. Разрушать легче, чем создавать.

Нашлись варвары и в Алупке. Они объединились в обществе рыболовов любителей, название которого "Порт-Жорж" можно воспринять в свете происходящего издевкой над прошлым: прекрасная гавань, которую уродуют рыболовы любители, во времена графа Воронцова называлась "Порт Жорж".

Гавань эта была воспета выдающимися мастерами поэтического слова, художниками. Рисунки Никанора Чернецова, Василия Тимма запечатлели для потомков тот вид, который она приняла благодаря бережному вмешательству человека: после того, как прибрежные скалы были расчищены и обработаны дугой, образовался полукруг. Сделано это было для того, чтобы построенный здесь павильон в виде строгих дорических профилей, оказался в центре водно-земной сферы. По словам Воронцова это "выровняло пространство" вокруг чайного домика, "поднявшегося навстречу ветру". Современники свидетельствовали, что граф очень любил это место и предпочитал приезжать в Алупку морем, причаливая к берегу в гавани "Порт Жорж".

Столетия морская панорама комплекса Воронцовского дворца являла собой образец гармонии, тонкого вкуса, бережного отношения к природе, мягкого, не портящего, а лишь подчеркивающего ее неповторимость, вмешательства. Таковой бы она и оставалась, не найдись люди, для которых собственные удобства и выгода оказались куда как важнее всего остального, а именно — сохранения для потомков, созданного патриотами России, Крыма.

Общество рыболовов любителей, имеющее на побережье небольшое помещение для своих нужд, решило прибрать к рукам, что называется, сей благословенный уголок. Как сообщил в разные инстанции директор Алупкинского государственного Дворцово-паркового музея-заповедника Константин Касперович, здесь ведутся строительные работы. Возведен железобетонный каркас и монолитное железобетонное перекрытие площадью более 50 квадратных метров с выпусками арматуры для возведения последующих этажей.

— Старая постройка никому не мешала, ландшафта не портила, потому что практически не была видна за скалами ни с моря, ни из парка, —свидетельствует начальник отдела по охране памятников архитектуры и градостроительства Министерства архитектуры и строительной политики Ольга Сергеева. — Если строящееся здание не разобрать, панорама будет не просто изменена до неузнаваемости, а изуродована в полном смысле слова. А ведь это едва ли не единственная историческая панорама в Крыму, сохранившаяся в нетронутом, первозданном виде. Нарушается единый ансамбль, на создание которого Воронцов потратил столько средств, сил, который он оставил нам всем в подарок. Создание дворцово-паркового ансамбля стало осуществлением просветительской идеи графа. Но что до этого людям непросвещенным?

— Как расценивается законом творящийся на территории Алупкинского парка произвол?

— Насколько мне известно, горисполком, в ведении которого оказалась эта прибрежная территория, разрешил рыбакам-любителям отремонтировать принадлежащее им помещение внутри. Замахнулись же они совершенно на другое. А стало быть, то, что происходит, — незаконно. Допущены грубые нарушения земельного, градостроительного, природоохранного и памятникоохранного законодательства Украины, нарушен масштаб и стиль архитектурно-градостроительной комплексности Воронцовского дворца, изменено восприятие его исторической достоверности.

Константин Касперович утверждает:

— Нарушается законодательство о целевом использовании заповедных и историко-культурных земель. В соответствии с проектом охранных зон был установлен режим охраны объекта, в частности: "В прибрежной полосе парка предусматривается полное сохранение природного характера берега, исключается возведение любых сооружений, а также нарушение или уничтожение растительности, скальных образований и камней, как на береговой полосе, так и на воде. Вынос с этой территории несвойственных функции парка пляжей, лодочной станции и их построек".

О творящемся на заповедных землях знают все органы, имеющие возможность пресечь этот вопиющий произвол. Остается только надеяться, что в ближайшее время можно будет сообщить о торжестве законности и справедливости.

Жаль вот только, что время, в которое нам выпало жить, имеет все основания войти в историю как эпоха самовольного строительства. Да не где-нибудь — на заповедных территориях. Большего бескультурья и не придумать.

Людмила Обуховская.