Главная

Весь Агатов

О книгах

Персоны

Народы Крыма

Форум

Обратная связь

"Первая крымская" N 15 (71), 22 - 28 апреля 2005 года

В Крыму новый премьер

Лейла Такош

На полуострове новый премьер-министр — Анатолий Матвиенко. Он стал девятым по счету с момента обретения Крымом автономии хозяином большого дома на площади имени Ленина и вторым не крымчанином после Евгения Сабурова. Последнего, привезенного Юрием Мешковым из России, называли московским гостем. Главная задача Матвиенко, посланца столицы Украины — не стать для Крыма чужаком — киевским варягом.

Через тернии к... креслу

Путь к премьерскому креслу для Матвиенко не стал триумфальным. В первый раз, голосуя за него, парламент его "прокатил", отдав 47 голосов 79 присутствовавших в зале депутатов. Вторая попытка, которая состоялась после того, как парламентарии выпустили пар, а претендент провел консультации со всеми депутатскими группами, была более успешной. Табло в зале заседаний показало цифру "61" в поддержку нового главы правительства. Против были только 4 депутата, а 19 не голосовали. Среди них — Владимир Клычников (он настаивал на процедуре тайного голосования бюллетенями), его соратник по "Русскому блоку" Александр Черноморов, коммунист Лентун Безазиев, лидер "оранжевой" депутатской группы Анатолий Бурдюгов, которого называли одним из претендентов на премьерское кресло. Не заставил его поддержать "человека из команды Ющенко" даже прямой вопрос из президиума: "А что на это скажет Киев?"

Стольный град, как будто в отместку за более чем 80-процентную поддержку Яну-ковича, изрядно потрепал нервы Симферополю. Никто не сомневался, что Ющенко, поменяв всех губернаторов, рано или поздно доберется с кадровым вопросом и до Крыма. Но ожидание этого момента, растянутое на 3 месяца, превратилось в настоящую пытку и для крымского премьера — последнего регионального лидера из команды Кучмы, и для тех, кто хотел занять его место. Отряд претендентов на главное место в автономии за это время то пополнялся, то редел, увеличивая количество разочарованных. Больше всего повезло (или не повезло) нардепу Владимиру Шкляру. В какой-то момент он даже стал единственным кандидатом на должность премьера, чью кандидатуру президент в письменной форме рекомендовал рассмотреть депутатам ВР автономии. Но потом у Владимира Николаевича что-то не сложилось.

На прошлой неделе было озвучено другое имя — бывшего главного налоговика полуострова, а ныне советника крымского спикера Сергея Ляшенко, которого, судя по всему, предлагал президенту Борис Дейч. Тогда же стало известно, что Сергею Куницыну прямо предложили "добровольно" написать заявление об отставке, пообещав взамен дипломатический пост в одной из стран СНГ. Если раньше премьер говорил, что не уйдет сам, а свою отставку будет воспринимать как политическую, то на этот раз он замолчал на несколько дней. Но во вторник уже собрал к себе членов правительства и глав райгосадминистраций, чтобы с ними попрощаться.

В этот день стало известно, что Борис Дейч везет из Киева нового премьера, предложенного Виктором Ющенко, — народного депутата Анатолия Матвиенко, а в качестве поддержки — первого зама госсекретаря Украины Ивана Васюника. Это был последний аккорд затянувшейся крымской премьериады. Утром в парламенте уже было письменное заявление Куницына об отставке по собственному желанию.

Старый премьер — новый советник

Зачитывая его на заседании Верховной Рады, Куницын не смог сдержать дрожи в голосе: "Во имя сохранения стабильности и согласия в Автономной Республике Крым, с учетом интересов автономии, всех крымчан, моих избирателей, ставя общественные интересы выше личных, и с целью разрешения сложившейся непростой политической ситуации, а также руководствуясь прежде всего этическими соображениями, имею честь подать в отставку".

Проводы старого премьера превратились в его чествование. Ни одного из предшественников Куницына не провожали с трибуны так, как его, — стоя и с аплодисментами, как именинника. По мнению наблюдателей, поработай над этим профессиональные политтехнологи, то и они не смогли бы сделать отставнику лучшего пиара перед предстоящими парламентскими выборами. Если бы они состоялись завтра, то Куницына можно было бы поздравлять с победой. Тем более, как выяснилось, из Крыма он уходить не собирается, как и покидать политическую сцену, а значит, скорее всего, откажется от дипломатического предложения Ющенко. При этом теперь уже бывший крымский премьер совсем не испортил взаимоотношений с президентом — как сообщил И. Васюник, глава государства своим указом уже назначил Куницына своим советником. Все повторяется. Сергея Владимировича уже отправляли в отставку — в 1998 году, чтобы сделать советником президента.

Чужой среди своих

Преемнику Куницына досталось непростое наследство. "Чужое" правительство, где практически все министры — одновременно депутаты, которые в ближайшее время будут работать не на Крым, а на самих себя, — впереди выборы. Проснувшиеся после многолетнего забвения пророссийские организации, рассчитывающие на реванш с помощью неадекватных московских политиков. Обиженные и на старую и на новую власть крымские татары, начавшие очередной поход за землю. Реанимирующийся на полуострове Леонид Грач, который, чтобы возвратиться на белом коне, готов поднять из могилы Сталина. К этому нужно прибавить и общие для всей страны проблемы, которые не только не обойдут полуостров, но и усугубятся здесь саботажем всех новаций власти.

Судя по всему, Анатолий Матвиенко к этому готов. По крайней мере, об этом говорили те риторические вопросы, которые он задавал сам себе, выступая перед депутатами с "тронной" речью.

"Знаю ли я, на что иду? В основном знаю, — сказал он. — Хотя, безусловно, должен разобраться... Понимаю ли я сложность, которая складывается в АРК? Безусловно, понимаю и экономические, и экологические, и межнациональные, и политические, и геополитические проблемы. Именно, это убеждение дало мне право согласиться на предложение президента. Уверен ли я в положительном результате нашей совместной работы? Отвечаю утвердительно — уверен. Мы найдем общее понимание, мы найдем возможность сотрудничества, в этом у меня нет никаких сомнений, потому что я прекрасно понимаю, что мы обречены на это взаимопонимание... И я верю, что мы будем работать как одна команда в случае доверия по отношению к моей кандидатуре. Я не приехал сюда по предложению президента Украины заниматься политическими вопросами и разборками. Председатель Совета министров Крыма должен решать проблемы социально-экономические, и этим он должен заниматься день и ночь. Моя уверенность в том, что все получится, возможна только при одном условии: если в основу своей деятельности все мы, и прежде всего я, поставим за святость национальные интересы Украины и интересы Крыма, всех его жителей".

И все-таки Матвиенко будет трудно в Крыму. У него нет дейчевского опыта "отвертывания пуговиц" у парламента, куницынского умения балансировать между крымскими татарами и остальным населением, франчуковского экономического влияния. А главное — он не крымчанин с киевской пропиской, а значит, будет восприниматься как чужак и большинством населения, и элитой. По крайней мере, до тех пор, пока на полуострове не привыкнут к новым политическим реалиям.