Главная Весь Агатов О книгах Персоны Народы Крыма Форум Обратная связь

Паралич правопорядка. Новый виток напряженности в Крыму

Крым вновь лихорадит. Это происходит после обнадеживающих перемен конца 90-их. После начавшегося с 1998 по апрель 2002 года очищения полуострова от разгула организованной преступности, освобождения власти от криминалитета и прекращения мафиозных войн. После того периода, когда руководство Крымского парламента в первую очередь в лице коммунистов и их сторонников не пошло на поводу у национал-радикалов, держало политическую линию на выполнение Закона и равенство перед Законом всех — без скидок на национальную принадлежность. Сегодня у крымчан появилась возможность воочию убедиться в силе и твердой последовательности "власти той поры, и слабости — нынешней. Вчера — твердое «нет» националистам со стороны руководства представительной власти, что во многом помогало удерживать ситуацию в рамках закона. Сегодня — нынешние руководители автономии пританцовывают перед меджлисом из соображений сиюминутной политической конъюнктуры. В итоге теперь, когда политика заигрывания с меджлисом властей достигла апогея, меджлис саму власть уже явно игнорирует, ни во что ни ставит, - очевидно, что ситуация вышла из-под контроля. А попытки властей экстренных проведений парламентских слушаний на межнациональную тему ни во что, кроме именно «слушаний», не выливаются. Вопреки по-прежнему навязываемым крымчанам утверждениям некоторых политических фигурантов о наступившей в Крыму какой-то мифической стабильности знамением современного времени стали нарастающие акты перекрытия трасс, самозахватов земель, государственных учреждений, палаточных городков, самостроев, ультимативные требования. Впервые за все постсоветское время крымская история ознаменовалась столь сильным ростом озабоченности крымчан сложившимся беспределом при видимом бессилии властей. Именно на совести нынешнего руководства Крыма, которое фактически и создало своими руками эту ситуацию, заложило своим бездействием и попустительством фундамент для противостояния, лежит прискорбный факт нарастающей тенденции к размежеванию граждан по национальному признаку. Видя разгул беззакония, разнузданность распоясавшихся меджлисовских молодчиков и — растерянность «там, наверху», люди стали с тревогой задумываться, как обезопасить себя? В крымском обществе появился синдром страха, срав-. нить который разве что можно по своей болезненности с концом 80-ых, периодом возвращения в республику репатриантов и настороженного отношения к ним местного населения, длительный период понадобился, чтобы люди в Крыму перестали озираться друг на друга и задаваться вопросом: свой или не свой? Постепенно установились и доверие, и взаимопонимание, и дружба. Но сегодня Крым вследствие страусиной позиции нынешнего руководства перед лицом распоясавшегося меджлиса отброшен далеко назад.

Если власть молчит, за нее говорит народ. Если верхи не могут, то низы рано или поздно, но - захотят! И тогда мало не покажется никому. Уж такова психология нашего народа, хоть русского, хоть украинского, а хоть и любого другого. Психология народных масс в любой стране по отношению к властям одна — рано или поздно народу терпеть надоедает. И то, что сегодня пока в единичных случаях русские мужчины стали хвататься за «дубинки» и «казацкие шашки», является тревожным синдромом будущих возможных стихийных конфликтов более масштабного порядка. Массовые сходы граждан, создание отрядов самообороны, появление казаков, в буквальном смысле «восстания» русских общин, митинги протеста славян стали характерным явлением сегодняшней жизни Крыма. Крымская власть лишь теперь вдруг «очнулась» и вынуждена вслух признать то, что давно у всех на глазах и на устах, - опасность сложившегося положения дел. Крым действительно на краю пропасти, о чем я неоднократно публично предупреждал. Посыпались публичные антимеджлисовские заявления, протесты, предостережения, вплоть до угроз «разгона» Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте. Но можно ли верить тем, кто не имеет своей позиции, кто умеет в своих поступках и взглядах переворачиваться на 180 градусов и говорить сегодня то, что еще вчера опровергал? Так и в случае с нынешней крымской ситуацией. У тех, кто еще вчера из соображений политической конъюнктуры прогибались перед экстремистами, закрывали глаза на их бесчинства, а по большому счету и потакали аппетитам на преобразование автономии в крымскотатарскую, у этих политических деятелей сегодня новая личина: пытаются казаться с телеэкранов и газетных полос борцами с теми, кого сами и «породили», национал-радикалами. Но — за что боролись, как известно, на то и напоролись.

А что сам меджлис?

Он остается верен себе. И он, в отличие от нынешних властей, как раз таки последователен и упорен в достижении своих целей. И уже никого в Крыму не удивишь тем, что меджлисом в открытую отрицаются Конституция и законность, попираются права и свободы всех граждан, проживающих в Крыму.

Подлинные цели меджлнса

Внешне конфликт развивается по линии межэтнического, межконфессионального, политического и экономического противостояния. Причем, экономическое противостояние выражается в участившейся практике самозахватов земельных участков на южном берегу Крыма. Крымскотатарские радикалы откровенно провоцируют славянское население на ответные действия.

Спрашивается, с какой стати они с завидной регулярностью идут на обострение, откровенно стремятся к кровопролитию? Кто или что стоит за этими действиями? Какие подлинные цели ставит перед собой меджлис?

Начнем с того, что официальные реляции чиновников об отсутствии в Украине межнациональных проблем у знающего человека способны вызывать лишь горькое недоумение. Проблемы есть, и немалые. Если они существуют в рамках одного народа — между украинцами Востока и Запада Украины, которые, оказывается, имеют совершенно разные системы ценностей, то тем более они имеются в отношениях между крымскими татарами и остальными этносами Украины.

И ничего страшного бы в этом не было, если бы наши власти считали народы и этносы не только по «головам». Но и по проблемам и нуждам людей, которые необходимо безотлагательно решать, вникая глубоко в специфику культурно-духовной жизни народов, понимая, что одним нужен «украинский рок-н-ролл», а другим — возвращение к собственному духовному наследию.

Пожалуй, наиболее сложно решаются проблемы крымскотатарского народа. Их действительно много. Не так просто за считанные годы, когда все развалено, обустроить, предоставить достойную работу, жилье, учебные заведения, поликлиники, больницы и многое другое, необходимое для полноценной жизни репатриантов, возвращающихся спустя несколько десятилетий в родные места. В родные, но в то же время порой до неузнаваемости изменившиеся. Ведь здесь жизнь все эти десятилетия на месте тоже не стояла. Кроме того, поколения, выросшие после войны, ничего или почти ничего о Крыме уже не знали. Они жили иллюзиями, порожденными рассказами старших, которые, оказавшись далеко от родных мест, поневоле стали в совей памяти их идеализировать. Поэтому возвращались с мечтами о «земле обетованной». Когда же приехали, оказалось, что действительность превзошла все ожидания, но с другой, теневой стороны. Оказалось, что их никто не ждал и никто не собирался о них заботиться.

В большинстве своем крымские татары — мирный и трудолюбивый народ, который стремится — и это нормально — интегрироваться в социально-экономическую структуру Крымского полуострова. Но лидеры меджлиса, спекулируя на трудностях адаптации и используя действительные промахи власти, решили сделать народ заложником своей политики. Естественный социальный протест беднейших слоев крымскотатарского народа им удалось окрасить в густые националистические цвета, найдя на этом пути внутренних и внешних союзников. Внутри страны ими оказались руховцы, ставшие теперь «Нашей Украиной». Внешними союзниками меджлисовцев являются силы, которые добиваются превращения Украины в марионетку Запада, ее полного разрыва с Россией и новой перекройки политико-географической карты Европы и всего мира. Причастны к событиям в Крыму и определенные силы в Мире Ислама, те, которые не теряют надежды «с Кораном в одной руке и саблей — в другой» установить со временем на планете мировой халифат.

Словом, ситуация сильно напоминает развитие событий в российской Чечне в 90-х годах. Там боевикам для независимости нужна была или новая война, или новая идеология — и то и другое принесли в Чечню арабские исалмисты-ваххабиты. Главным идеологом тогда стал Мовлади Удугов, журналист из Гудермеса, растолковавший Джохару Дудаеву, чем выгодны ислам и богатые арабские шейхи.

Опираясь на такую поддержку и пользуясь тем, что официальный Киев продолжает вести себя в отношении событий в Крыму подобно страусу, спрятавшему голову в песок, меджлис поставил перед собой далеко идущие цели. О них откровенно рассказывает на страницах местной печати соратник Джемилева и заместитель Председателя Верховного Совета АРК Ильми Умеров: «Сегодня перед нами встает... цель — национальная государственность. Я не буду углубляться, в каком виде она должна проявиться — в качестве суверенного государства или автономии в рамках Украины».

Есть о чем подумать. Ведь если представить, что во всех регионах Украины, где более или менее компактно проживают национальные меньшинства, появятся подобные настроения, что тогда останется от Украины?

И главное, правильно говорят, что дурной пример заразителен. Уже во львовских кафе за чашкой кофе ведутся разговоры, что независимая Украина ничего хорошего галичанам не принесла, а соседняя Польша вступила в Евросоюз, и надо, мол, из этого делать выводы. Если в таких же кафе Донецка и Харькова пойдут аналогичные разговоры, только уже с акцентами на то, что уровень жизни в России заметно выше, чем в Украине, а официальный Киев не хочет решить вопрос о придании русскому языку, на котором говорит большинство населения страны, статус государственного, последствия для страны могут оказаться катастрофическими.

Поэтому не правы те, кто недооценивает проблематику крымской действительности, считая, что все происходящее на полуострове касается только его населения и местных властей. Это касается всей Украины, исторических судеб всех проживающих в ней народов и этносов.

Итак, цели меджлиса понятны: речь, в конечном итоге, идет о дезинтеграции Украины как единого государства. А для начала ее надо передать в полное распоряжение Запада. Но остается еще один любопытный вопрос: почему эскалация конфликта в Крыму происходит именно сейчас? Поделюсь некоторыми соображениями.

Звенья одной цепи

Внимание многих наблюдателей привлекла статья в «Уолл Стрит Джорнел» за 11 февраля 2004 года под претенциозным названием «Возможна ли на Украине «бархатная революция»?». В ней, в частности, говорится: «После бескровной декабрьской «бархатной революции» в Грузии можно надеяться, что теперь наступил черед каштанового варианта в Киеве (в покрытой листвой украинской столице они расцветают каждую весну). Украина имеет замечательный шанс повторить грузинский успех народной демократии, но при условии, что Запад и демократическая украинская оппозиция правильно разыграют свои карты».

Эта тема получила развитие в публикации той же «Уолл Стрит Джорнел» за 15 февраля. Газета пишет: «США придали концепциям демократизации и смены режима статус ведущего принципа американской политики в отношении стан, где подавляется демократия и ставятся под угрозу евроатлантические интересы». Дальше поясняется, где предстоит смена режимов: «Смена режимов в Сербии и Грузии создала международные прецеденты, но они не обязательно являются моделью для Украины, Белоруссии и Молдавии. Мирная смена режимов и демократизация в этих странах возможны. Условия созрели, а западные организации, содействующие развитию демократии, стали законными игроками во внутренней политике этих стран».

Как известно, газета деловых кругов США слов на ветер не бросает. Украина отныне значится в числе стран, где американцам хотелось бы посадить своих марионеток, а сами страны всецело подчинить американским геополитическим и геоэкономическим интересам, нацеленным в данном случае на изоляцию и подавление России.

Остается только один вопрос: почему «революция» в Украине назначена на май? — именно в мае, ко Дню Победы в Киеве расцветают каштаны. И вот здесь появляется аналогия. В мае исполняется 60 лет депортации крымских татар. Каждый день приходится слышать о том, с каким «размахом» меджлис, находящийся в тесных союзнических отношениях с нашистскими «революционерами» и координирующий с ними свои действия, собирается отмечать эту дату. Так что походе на то, что инспирируемая США «каштановая революция» может начаться именно в Крыму.

Что делать? Должен восторжествовать закон

С учетом накаляющейся взрывоопасной ситуации в Крыму, явного бессилия и отсутствия воли у киевских и местных властей противостоять национал-экстремизму, принимая во внимание, что в любой момент может последовать катаклизм, я внес на рассмотрение парламента Украины соответствующий проект постановления. Должен восторжествовать закон, перед которым равны се граждане всех национальностей.

Проект постановления Верховной Рады Украины предусматривает создание специальной парламентской комиссии для расследования социально-политических и этническо-конфессиональных процессов, происходящих в Крыму.

В ходе подготовки проекта мне пришлось общаться с руководителями всех фракций и депутатских групп. Все высказали положительное отношение к идее создания следственной парламентской комиссии и согласны с тем, что нужно разобраться в сложившейся в Крыму ситуации. Хотя находятся и такие, которые налево и направо раздают интервью, в которых обвиняют меня и других народных депутатов в использовании «крымской карты». На самом деле, однако, произошло иное: желая набросить на крымскотатарское население ярмо «этнического национализма» господа меджлислвцы стали азартно играть не только «крымской картой», но и судьбой собственного народа, а попутно - еще и судьбами Украинского государства и 47 миллионов проживающих в нем граждан.

Нам теперь остается только одно — спасать положение, предотвратить сползание к катастрофе. Причем делать надо это безотлагательно, ввиду крайней необходимости нахождения правового механизма противодействия экстремизму и возвращения ситуации в мирное русло, в соответствии с Конституцией и законодательством.

Я верю, что у парламентариев Украины преобладает государственный подход и есть необходимое политическое мужество, чтобы создать комиссию и разобраться, кто и чем в Крыму занимается. Ибо что же получается: Крымом завершали создание современной Украины и с Крыма начнем ее разрушать?

Ситуация требует от государства и общественности действий. Нужно защитить Конституцию, территориальную целостность государства и конституционные права граждан Украины.

Л.ГРАЧ, первый секретарь Крымского рескома КПУ
«Коммунист Крыма» № 9 (565) 5 марта 2004 года